Современный мир в последние десятилетия непрестанно подвергается экспансии религиозных организаций, проникающих как в сферы культуры и образования, что можно как-то объяснить предшествующей исторической традицией, так и в сферы науки, политики, обороны, здравоохранения и т.д. Возрастание клерикализма в современной России – одна из причин обратиться к теоретическим истокам противодействия религиозной пропаганде и агитации, а таковые истоки, несомненно, охватывают большой исторический период и предстают в качестве определенных типов критического, свободомыслящего отношения к религии, на которые имеет смысл опираться в современной идеологической борьбе.

Хотя тезис об идеологической борьбе кажется несовременным и даже нарочито архаичным, сама идеологическая борьба – светского мира с совокупностью религиозных организаций, навязывающих свои точки зрения в качестве единственно верных, либо же борьба светского образования и науки с проникающим в них религиозным, ненаучным влиянием, никуда не делись. Более того, ряд исторических фактов и концепций (крах СССР, «постсекулярный мир»), поддерживаемых представителями религиозных организаций, носит откровенно анти-светский характер.

В сложившейся ситуации, как нам кажется, совершенно необходимо обратиться к истории критического отношения к религии: противником религиозной экспансии не может быть т.н. «вульгарный атеизм», но только атеизм, свободомыслие интеллектуальное в самой своей основе. Типы такого свободомыслящего отношения к религии и представлены в нижеследующем докладе.

Add a comment

Услышав название моего выступления многие религиозные деятели буквально вознегодуют  и станут утверждать обратное. У них набор  аргументов сводится к одному: боги или бог  в силу своей всеблагостности  и гуманной сущности внушают людям мораль дружбы и миролюбия;  люди  же по причине своей природной испорченности и внушению нечистых сил нарушают эти миролюбивые божьи заповеди, создавая ситуации межрелигиозных распрей.

          Словом как говорится, каждому времени свои песни.

          В действительности же время наступает на пятки, заставляя религиозный клир изменять свою тактику влияния на сознание верующих.

           Так что же происходит в мире с религией и кто прав в оценке того, что нет мира под религиозными оливами?

Add a comment

Проблема "влияния РПЦ МП" - это фантом, фикция, существующая только пока мы принимаем навязываемые нам властью условия игры.

Претензии РПЦ МП на универсальную влиятельность опираются не столько даже на ее агрессивность, сколько на укоренившееся за тысячелетие тоталитарной истории России согласие обывателя передать свое право самоопределения "начальнику".

Add a comment

***

По роду своей деятельности я отвечаю за подготовку слушателей из России и стран ближнего и дальнего зарубежья по всем правовым дисциплинам ведущего военного центра Сухопутных войск. В том числе и высококвалифицированных специалистов с высшим военным образованием, то есть тех, которые обладают всеми практическими навыками, необходимыми для эффективного применения правовых норм и воспитания у  военнослужащих глубокого уважения к праву, понимания ими необходимости строгого соблюдения и исполнения правовых предписаний, формируя и развивая у всех категорий военнослужащих высокие личностные качества и воспитывая их в духе дружбы ко всем представителям народов Российской Федерации, уважения их истории, традиций и обычаев.

Казалось бы, причем здесь священнослужители?

Add a comment

- А вот в Америке все не так! В Америке все совсем по-другому!

Такую фразу часто приходится слышать, когда приводишь слушателям цифры или графики, демонстрирующие зависимость религиозности стран от степени их экономического развития. Они более чем наглядны. Стоит, например, взглянуть на график связи между совокупным интеллектом разных стран, выражающимся в их экономическом потенциале, и их дремучестью в религиозном вопросе. Таких графиков, таблиц и диаграмм в мире было построено великое множество. Лично мне нравится вот такой.

 nik

Это график, построенный по даным The Pew Global Attitudes Project. На нем четко виден общий характер зависимости: чем выше доходы на душу населения, тем меньше религиозность. Выпадающие точки - Кувейт и США.

Add a comment