Духовная история человечества как единый ветвящийся противоречивый процесс

 

Полищук Р.Ф. (ФИАН, Москва)

 

                Мир и истина о мире есть процесс. Наука есть развивающееся понятие. При этом каждое понятие имеет предел применимости, а набор понятий образует единую растущую, ветвящуюся с переплетениями систему, содержащую внутренние противоречия, обнажающиеся при зрелости системы, ищущей обоснование своей истинности. Достижение предела применимости старого понятия рождает новое понятие. Рождение новой категории как фундаментального понятия влечёт глубокое смысловое преображение картины мира и места человека в мире.

 

                Как происходит процесс познания? Как сказал Лобачевский, поверхности и линии не существуют в природе, а только в воображении: они предполагают, следовательно, свойства тел, познание которых должно родить в нас понятие о поверхностях и линиях. Вообще, человек разумный начинается там и тогда, где и когда он с несуществующим начинает действовать, как с существующим, то есть начинается с мифа.    Ребёнок должен верить в волшебные сказки, а с возмужанием должен отрекаться от наивных иллюзий, понимая, что сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Существует неизбежно не только юный биологический возраст, но и юный познавательный возраст с его сказками для взрослых, в том числе со сказкой о Творце. Современная идея синергетики о мире как о самоорганизующейся сложной системе и о разумном человеке как о наиприроднейшем универсальном существе  (смысловой сингулярности мира)  делает излишним признание пропасти между субъектом и объектом, творцом и творением – при всей специфике человека как особенного всеобщего природы. Человек стал сталкивать предметы природы, как бы выйдя за её пределы и создав язык.

                Первобытные структуры сознания, античный политеизм, мировые религии и научное мировоззрение – различные стадии познания мира и места человека в мире. Каждая историческая эпоха отличается формой воплощения безначального высшего Начала. При рождении мировых религий произошла развилка, бифуркация духовной истории человечества: буддизм абсолютизировал океаническое чувство единения всего со всем, говоря об изначальной ложности членения реальности на субъект и объект, на Творца и творение, а теизм (иудаизм, христианство, ислам) абсолютизировали творческую способность человека как его характеристическое свойство. Наука понимает как границы религиозного сознания, так и неизбежность прохождения человеческим познанием мира и себя стадии религиозных мифов.

                Поскольку в одной эпохе встречаются все познавательные возрасты и поскольку в переживаемой сейчас Россией сменой мировоззренческой установки часть её народа опустилась на дохристианский, доисламский и добуддийский уровни, учёным следует сотрудничать с глубоко верующими людьми в противостоянии бездуховной мистике и суевериям, распаду общественного сознания, но верующие должны понимать, что внедрение религии в школьную и академическую науку в   21-ом веке подрывает саму религию изнутри. Технологическое развитие общества может обгонять его нравственное развитие – и здесь религия может выполнять свою пропедевтическую роль. Но нужно понимать, что хотя совместимы люди науки и религиозной веры, наука и религия принципиально несовместимы: религии изначально догматичны, а наука самокритична и принципиально антидогматична – потому и развивается. Как быть? Просто пора делить людей не по вере, а по нравственности и достоинству. Борьба с инакомыслием должна ограничиваться рамками самой мысли. Как говорится, хоть горшком назови, только в печку не ставь. Ведь мир – это не отсутствие войны, но добродетель, порождённая душевной мощью.        

* * *

"Духовная история человечества как единый ветвящийся противоречивый процесс."

1. Проблема антропогенеза. Позиция космоцентризма: человек - наиприроднейшее существо, естественно рождённое космосом по закону космоса на полюсе его сложности как смысловая сингулярность Вселенной, как особенное всеобщего природы. Параметры порядка и математическое моделирование социальных прооцессов.
2. Наука как развивающееся понятие. Каузальный, эйдетический и онтологический уровни членения реальности. Мир и истина о мире есть процесс, поскольку каждое научное понятие имеет предел применимости, и всякая система научных понятий внутренне противоречива (теоремы К. Гёделя о неполноте). Н. И. Лобачевский: поверхности и линии не существуют в природе, а только в воображении: они предполагают, следовательно, свойства тел, познание которых должно родить в нас понятие о поверхностях и линиях. Это можно понимать так: человек разумный начинается там и тогда, где и когда он с несуществуюшим начинает действовать, как с существующим, то есть начинается с мифа. Мир единой процессивной истины (наука) и мир многоразличных мнений (религии, политика, обыденное сознание). При этом не единой наукой жив человек (различие сущности и существования по С. С. Аверинцеву).
3. Гилозоизм, анимизм, панпсихизм. Тотем и табу в первобытных племенах, античный политеизм, теизм и буддизм как духовная развилка человечества на уровне рождения мировых религий с их несовместимыми у разных религий догматами. Конечность ресурса коммунистического вероучения. Спектральный характер истории человечества требует расширения культурного контекста каждой мировоззренческой позиции (в случае практической войны - поляризация деяний вместо бесхребетности чисто теоретического созерцания).
4. Инварианты истории. История как смена фаз рабства и свободы. Наука и религия несовместимы в принципе, но совместимы люди науки и религиозной веры. В борьбе идей инакомыслию должно противопоставлять иные мысли, идейно бороться следует контраргументами против аргументов, но не непосредственно против их носителей.  Сегодня людей неизбежно различного познавательного возраста следует делить не по вере, а по нравственности и достоинству, ибо мир есть не отсутствие войны, но добродетель, рождённая душевной мощью.