ГЦОЛИФКВ Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) 29 мая 2015 года закончил свою работу Междисциплинарный научный симпозиум «Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания».

Актуальность темы мероприятия следует считать высокой. Несмотря на то, что большинство наиболее важных проблем современности выносится в нынешней России на обсуждение исключительно из популистских соображений, в данном случае, форум ученых и педагогов, организованный Российским госуниверситетом ГЦОЛИФК выглядел вполне конструктивно. Вопросы социокультурного проектирования в целом как общее направление, были заданы в начале симпозиума д.ф.н. профессором и представителем университета-организатора Виктором Барановым, который назвал это одним из способов «преодоления кризиса сознания российского общества».

В процессе научного форума были рассмотрены проблемы развития профессионального образования, экологии культуры и социализация личности в условиях глобализации, роли культурного и спортивного воспитания в оздоровлении тенденций в молодежной среде.

Разумеется, не обошлось без модной сегодня темы «духовности», затронутой сразу в двух аспектах. В этом плане прозвучало два выступления, авторы которых подошли к рассмотрению духовной составляющей принципиально по-разному.

Так представитель Рязанского высшего воздушно-десантного командного ордена Суворова дважды Краснознаменного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова доктор педагогических наук, профессор Николай Калаков, выступивший с докладом «Стратегия развития поликультурных ценностей личности на духовно-нравственной основе в образовательных организациях высшего образования силовых структур», по существу, придерживался в этом направлении известных теоретических взглядов.

Второй из участников научного симпозиума, обратившийся к этой теме – доцент Общевойсковой академии ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» к.юр.н. Сергей Иванеев опирался в большей степени на практический аспект. В частности, им была затронута проблема светского образования, представляющего сегодня в России зону серьезного риска по причине активного идеолого-административного наступления на эту сферу со стороны клерикалных структур.

«Светское образование выделяется как среда, противоположная образованию духовному, в котором обучение и социализация личности происходит через усвоение религиозного мировоззрения и продуктов религиозной культуры, - утверждается, в частности, в докладе С.Иванеева. - В отличие от религиозного образования, ориентированного на духовные традиции России и не разрабатывающего идеалы будущего с точки зрения современности, светское образование всегда имело некоторый «инновационный вектор», который определял его «место» в социуме: светское образование, особенно профессиональное, всегда находилось немного «впереди» общества, занимая позицию между настоящим и будущим».

ReligioPolis

С.В.ИванеевПроцесс клерикализации различных сфер жизни светского общества и государства устраивает немногих. Но, оставаясь вполне реальным на фоне общей социальной апатии, он вызывает все более острое беспокойство неравнодушных к будущему страны сознательных россиян. Одним из примеров гражданской активности в этом направлении можно считать недавнее появление в России общественной организации под названием "Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма".

Несмотря на достаточную ясно сформулированные цели Ассоциации в ее наименовании, RP не могла не интересовать конкретика. Наш корреспондент беседует с президентом новой организации Сергеем ИВАНЕЕВЫМ*.

Сергей Васильевич, развитие светскости и гуманизма, заложенное в качестве, вероятно, сверхзадачи вашей Ассоциации, в России и до революции 1917 года и после перестроечного периода дезориентированности выглядит делом нелегким. Как видятся Вам его перспективность именно сейчас?