102017  

«Коран и основанное на нем мусульманское законодательство, сводят географию и этнографию различных народов к простой и удобной формуле деления их на две страны и две нации: правоверных и неверных. Неверный - это харби, враг. Ислам ставит неверных вне закона и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными».

К. Маркс

 

Аннотация: в условиях, когда многие идеологи единства исламского мира стремятся превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации свет­ских обществ, особенно возрастает значение технологий разносторонней интеграции членов исламских общин в жизнь секуля­ризованных государств, где формирование правовой культуры среди военнослужащих является фактором противодействия проявлению в условиях глобализации конфликтогенного потенциала ислама.

Ключевые слова: ислам, правовая культура, культ, свобода совести, светскость, религия.

Современный мир, насыщенный конфликтами, постоянным столкновением интересов различных социальных, политических и других субъектов, сейчас воспринимается как рискогенный. Формирование мировой информационной среды, которая содержит, как ценные научные и культурные достижения, так и диверсионные программы и на основе Интернета легко преодолевает национально-государственные границы, значительно усиливает уровень неустойчивости каждого региона, переводя его в новые и непредсказуемые ситуации.      В этих условиях значительно усиливается функция обеспечения безопасности общества и его институтов, связанная с защитой его внутреннего пространства, повышением уровня сплоченности общества.

Наиболее значительным проявлением современной реальности является глобализация – формирование все более мощной единой среды с общими стандартами, возвышающейся над многообразием локальных миров. Но эти миры, их развитие и взаимодействие создают не только текст, но и «становящийся глобальным контекст»[1], воздействие которого опосредует все стороны жизни региональных сообществ.  Глобализация впервые порождает единое планетарное пространство, изменения содержания которого выражают динамику и эффективность продуктивности всего планетарного сообщества. 

В этой связи возникает парадокс: глобализация и ее содержание, которая реально порождается бытием локальных сфер, возвышается над ними и диктует им свои новые стандарты. Здесь открывается некоторая автономность целого по отношению к своим частям: хотя оно складывается «снизу», но приобретает нечто принципиально иное по сравнению с простой суммой связей и взаимодействий регионов и территорий. Современный мир, в котором это целое впервые приобретает некоторый собственный режим существования, теперь вовлекается в процесс, который не имеет четко выраженной основы и выступает как диктат стихийно развивающейся неопределенности, с тенденцией постоянного ускорения.  А существующее до сих пор многообразие внутреннего времени относительно автономных регионов-организмов теперь все больше регулируется собственным пространством-временем глобализации, порождая требование: адаптируйся к мировым требованиям или погибнешь. 

И в этом аспекте важную роль играет осознание военно-политическим руководством Российской Федерации того, что многие идеологи единства исламского мира стремятся превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации свет­ских обществ. В этой связи еще более возрастает значение технологий разносторонней интеграции членов исламских общин в жизнь секуля­ризованных государств.

Ключевые слова: национальная безопасность, суверенитет, образование, образовательное пространство, информационная среда, моральные и духовные ценности, культура, личность и общество.

Раскрывая наличие конфликтов и кризисов в современном мире и общее направление противодействий этим угрозам, выраженное в Стратегии Национальной Безопасности, автор исследует уровень ориентации на безопасность, на соответствие принципам государственного и национального суверенитета направленности современного образования, выраженной в содержании категорий «образование» и «образовательное пространство». Подчеркнута существенная связь между учетом национально-государственной безопасности российского общества и самоопределением российского образования, ростом его эффективности.

 

IVANEEV S.V.

EDUCATIONAL SPACE IN PRESERVING SOVEREIGNTY AND SAFETY OF THE MODERN STATE

Keywords: national security, sovereignty, education, educational space, information environment, moral and spiritual values, culture, personality and society.

Disclosing the existence of conflicts and crises in the modern world and the general direction of counteractions to these threats expressed in the National Security Strategy, the author examines the level of orientation towards security, the conformity to the principles of state and national sovereignty of the direction of modern education expressed in the content of the categories "education" and "educational space". The author emphasized the essential connection between taking into account of the national-state security of Russian society and the self-determination of Russian education, and also revealed the effectiveness of its growing.

 Современный мир, насыщенный конфликтами, постоянным столкновением интересов различных социальных, политических и других субъектов, сейчас воспринимается как рискогенный. Формирование мировой информационной среды, которая содержит, как ценные научные и культурные достижения, так и диверсионные программы и на основе Интернета легко преодолевает национально-государственные границы, значительно усиливает уровень неустойчивости каждого региона, переводя его в новые и непредсказуемые ситуации.  В этих условиях значительно усиливается функция обеспечения безопасности общества и его институтов, связанная с защитой его внутреннего пространства, повышением уровня сплоченности общества.

Ключевые слова: социальная экология, мировоззрение, эффективность образования, социум, методология, экологизация образования, ценностные ориентации, экологическая грамотность.

Эффективность современного образования в России автор связывает с освоением социально-экологической парадигмы. Социальная экология включает комплекс наук, раскрывающих разные грани взаимодействия человека с социумом и природой. В этой парадигме раскрывается новая картина мира и новые качества человека, необходимые для формирования востребованных сегодня компетенций. Подчеркнуто, что социальная экология связывает эффективность образования не столько с введением в его систему новых технологий, сколько опирается на изменение ценностей и целей, стоящих сегодня перед современным российским обществом.

IVANEEV S.V.

SOCIAL AND ENVIRONMENTAL WORLDVIEW AS A FACTOR OF AN EDUCATION EFFICIENCY IN RUSSIA

Keywords: social ecology, worldview, efficiency of education, society, methodology, education greening, values, ecological literacy.

The efficiency of modern education in Russia is connected by the author with the development of the socio-ecological paradigm. Social ecology includes a complex of sciences, revealing different facets of human interaction with society and nature. In this paradigm, there is a new picture of the world revealed as well as the new human qualities, which are necessary for the formation of competencies demanded today. The author emphasizes, that social ecology connects educational efficiency not that much with the new technologies involved in its system, but mostly with the need for change of the values ​​and goals in the contemporary Russian society.

В современных условиях образование приобретает значение важного стратегического ориентира, который определяет уровень современности нашей страны, ее возможностей продуцировать и осваивать инновации. Но освоение требований системы образования, внедрение в общество его результатов должно опираться на эффективность различных форм и направлений деятельности – от экономики и политики, до управления и культуры. Эффективность самого образования на основе этого становится завершенной – не только по своим средствам и методам, но и по уровню своего взаимодействия с обществом.  Если считать, что эффективность – это достижение полного соответствия друг другу разных аспектов деятельности как условия общей координации между целями и средствами, то эффективность образования – выступает как оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию соответствия поставленным социальным целям.

В логике социальной философии показана методологическая и мировоззренческая роль категории «субъект образования» как формы осознания смысла пространства образования для общества, а также ее содержание, функции, современные проекции и потенциал для конкретных исследований развития отечественного образования.

Ключевые слова: образование; общество; субъект; социум; культура.

В концептуальном поле современной социальной философии все больше актуализируется изучение феномена образования не только как одного из важнейших социальных институтов, но и как источника и условия развития общества, способа обновления его содержания. Это значит, что образование формирует свой статус действующей социально-культурной причины, определяя пути воздействия на сознание и поведение людей объективно, т.е. как системное свойство, на основе которого формируется отношение содержания общественной системы к ее целям. Эта объективность проявляется в том, что образование «реагирует» не только на потребности людей и планируемые пути решения возникающих проблем и противоречий, но и на саморегулирование общественной системы в целом, на ее стремление к устойчивости.

Однако, содержание образования, его ценности и цели всегда осмыслены и не могут осуществляться стихийно-«бессознательно» для общества. Это значит, что образование является особым социальным субъектом, бытие которого в обществе всегда объективно, причем не только потому, что субъективная реальность здесь выявляется в коллективно-социальной форме, но и потому, что образование выступает условием и проводником осуществления общественных тенденций. Образование, поэтому, – это особая форма бытия коллективного социокультурного субъекта, специфика которого заключается в том, что его содержание – новые знания, оценки, технологии - передаваясь в процессе обучения людям на уровне межсубъектных коммуникаций, мировоззрения и духовных, моральных ценностей и норм, вместе с тем формирует в обществе новые объективные связи, отношения и тенденции. Выступая как активно действующая социальная причина, образование постоянно переводит друг в друга объективное и субъективное, индивидуальное и социокультурное, идеалы и реальность. Таким образом, с точки зрения своего места и роли в обществе образование воспроизводит глубинное субъектно-объектное отношение, осуществляя регулятивную, инновационную, коммуникационную, воспитательную, проектную и другие функции в обществе.

Реальность нашего времени при всей сложности своего содержания укладывается в общий фундаментальный принцип эволюционизма: «существовать» всегда означает «развиваться». Для общества, в том числе российского, это требует постоянных поисков ресурсов, способных обеспечивать инновационные изменения. Для постиндустриальной фазы развития общества одним из важнейших ресурсов информационной основы развития становится знание, освоение принципиально новых технологий и универсальная позиция экономии времени.

Эти факторы также имеют и прямое отношение к военной организации государства, т.к. определяют некий контекст, в котором общей нормой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и основой обеспечения устойчивости общественной среды является нахождение оптимального способа организации, принятие инновационных решений, сокращение промежуточных звеньев, которые неизбежно возникают в процессе перехода от условий к заданным результатам и др.

Проведенная в феврале 2011 г.  дискуссия за круглым столом среди известных конституционалистов[i], где обсуждались такие вопросы, как соотношение прав человека и интересов общества в целом в современных конституционных системах, универсализация конституционных ценностей, построение международного конституционализма, столкновение секуляризма и клерикализма, наглядно продемонстрировала, что российский конституционализм, к сожалению, является имитационным.

По мнению Н.В. Витрука «господствующая государственно-политическая элита коррумпирована и признавая незыблемость несправедливой, криминализированной «приватизации», отрицает всякую возможность национализации ряда отраслей производства. Примером этому является отказ от введения прогрессивного налога на доходы, получаемые олигархическим капиталом – хотя бы в условиях финансового кризиса, в то время как растёт число миллиардеров»[ii].

По мнению же Б.А. Страшуна «наш конституционализм можно назвать не только имитационным, но и коррупционным, хотя это и отрицает его сущность»[iii].