«Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть,

      сделать обстоятельства человечными»

К. Маркс и Ф. Энгельс

 

Аннотация: статья посвящена обоснованию содержания и востребованности принципа объективности рассмотрения как необходимого элемента в аргументации и доказательства истины в военно-правовой науке.

Ключевые слова: принцип объективности рассмотрения, доказательство истины, свобода совести, религия,  светскость, гуманизм.

 

Современный этап развития военно-правовой науки требует уделять особое внимание фундаментальным проблемам методологического характера как исходным условиям достоверности научных знаний, проблемам, связанным с расширением методов научного исследования правовых явлений, совершенствованием их познавательного инструментария, а также с определением специфических путей познания и способов получения результатов исследований[1].

Теоретические исследования в области военного права являются необходимым теоретическим фундаментом всех других исследований в данной сфере, поскольку они «отражают закономерные и необходимые связи между нормами и институтами отрасли права, раскрывают сущностные, устойчивые признаки, свойства регулируемых общественных отношений, механизм реализации норм права, причины и закономерности функционирования и развития предмета этой отрасли права»[2].

Развитие современной военно-правовой науки, дальнейшая глубокая разработка фактически всех направлений и областей военно-научного знания настойчиво выдвигают в число актуальных проблему достаточного научного обоснования истинности получаемых военными теоретиками и практиками знаний, т.к. доказательство в научном познании играет определяющую роль в достоверности научной гипотезы, принятии ее и превращении в теорию, в обосновании и развитии самой теории в процессе военно-научного познания.

Обращение к логическому аспекту истины – это, по сути дела, обращение к процессу ее освоения со стороны законов, форм, методов, приемов и операций логического мышления, связанного с практическими действиями, это обращение к «механизму» движения знания от возможно истинного к достоверно истинному, это обращение к тому действительному процессу овладения истиной, в котором находит реальное воплощение связь гносеологии с логикой и во всей полноте проявляется  методологическое значение логики по отношению к научному познанию, т.е. обращение к процессу доказательства истины[3].

В конечном итоге обращение к логическому аспекту истины – это обращение к логике как науке о мышлении, постигающем истину.

Зададимся вопросом: сможем ли мы, военные юристы, уделять особое внимание фундаментальным проблемам методологического характера в условиях нарушения свободы совести в органах военного управления для преодоления национального эгоизма, религиозной исключительности и превосходства, сочетая национальные и международные интересы, и что делать?

Общепризнанно, что в XXI веке необходимость формирования правового механизма реализации свободы совести для каждого человека в современном правовом государстве, имеющем целью построение открытого гражданского общества и учитывающем глобальные тенденции в области прав человека, требуют «коренной научной ревизии и демократической реформы основополагающих принципов и понятийного аппарата в сфере свободы совести»[4].

К огромному сожалению, клерикализация органов власти и государственного управления, армии, силовых структур и, наконец, системы государственного образования является одной из главных составляющих современной версии сакрализации власти[5].

Мы, военные юристы, прекрасно понимаем, что только освобождение от демонстративного «окормления» православными священниками верующих солдат, разработка общей для верующих и неверующих культурной программы светского характера помогла бы, на наш взгляд, сплотить военнослужащих. Все это сказывается и на настроениях российских солдат, прибывших в армию из регионов распространения ислама. Многие из них не сомневаются в исключительности ислама и в особом достоинстве принадлежности к мусульманскому сообществу. Однако, методы работы с кадрами воинов, исповедующих ислам, до сего дня не являются эффективными. Более того, они иногда усугубляются, казалось бы, непредвиденными факторами в практике религиозного воспитания в армии. К неблагоприятным последствиям в сознании и поведении молодого мусульманина приводит культивирование православия в той же войсковой части.  Внедрение православных священников в жизнь воинских частей сгущает религиозную атмосферу, вызывая   невольную неприязнь и той, и другой стороны друг к другу. А ведь одной из причин неблагополучных взаимоотношений солдат – последователей ислама и православия – в данном случае (вероятно, и в других) является отступление от закона о светском характере государства и его учреждений. Нарушаются права личности – страдают интересы общества, и наоборот: всё взаимосвязано.

Несколько лет назад министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на круглом столе «Армия и общество» на форуме «Армия-2015» заявил, что Минобороны РФ планирует заказать научно-исследовательскую работу на тему общества и «цветных революций», чтобы не допустить повторения событий 1991 и 1993 годов. В качестве примера таких революций он назвал «арабскую весну». «Кто-то говорит, что армия должна быть в стороне, и не включена в политические процессы, кто-то говорит - наоборот. Мы такую работу будем заказывать, такие поручения будут даны», - сказал глава оборонного ведомства. Он отметил, что военным нужно не произведение на вольную тему, а глубокая исследовательская работа[6].

Данное решение министра обороны РФ в настоящее время особенно важно, т.к. сегодня в пространстве философии и науки доминируют тенденции отказа от принципа связи фундаментального и прикладного знания о человеке и концепции гармонического развития всех сторон культуры и природы человека.

Также, к огромному сожалению, доминирует сложившаяся в военно-правовой науке тенденция нигилистического отношения к философскому осмыслению правовых феноменов и непрофессиональным использованием соответствующих гносеологических средств познания, что приводит зачастую к внедрению в органы военного управления иррационалистических и мистических тенденций, превратных идеологических мифов, различного рода социальных суеверий, которые отражают духовную деградацию общества, его интеллектуальную и моральную нищету.

         Среди военных юристов распространилось негласное и весьма антинаучное мнение, что правовая сфера не нуждается в общетеоретических изысканиях, обобщениях, возвышающихся над социальной, в том числе и правовой, практикой. По словам крупного специалиста по философским проблемам юридической науки, социального планирования и управления, теории государства и права Д.А. Керимова: «Тем самым фактически воспроизводится давно отвергнутая прогрессивной юридической наукой нормативистская теория права, «чистое учение о праве», на основе которой все усилия ученых-юристов сосредоточиваются лишь на изучении давно известных положений, например, о нормах права, правоотношениях, толкованиях законодательных установлений и т. д. В результате правоведение оказывается изолированным не только от науки вообще, но и от глобальных, фундаментальных проблем жизнедеятельности общества. Вместо решения этих проблем ученые-юристы заняты разработкой преимущественно частных тем, смягчающих постоянно возникающие социальные напряжения, юридические конфликты, нередко, так или иначе, приспосабливаясь к ним»[7].

Сегодня в эпоху глобализации встает вопрос о нашей новой методологии, которая будет соответствовать новым трендам XXI века и ей может быть только экофилософия – направление современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека[8].

Одним из ключевых аспектов экофилософии является утверждение и развитие в ней идеи бытия, не ограниченной бытием сознания, в силу чего жизнь и потенциал – а потому и ценность - человека в этой логике предстает как пространство концентрации всего многотысячелетнего развития мироздания, Земли и многомерности ее культуры в единстве их всеобщности и форм единичных феноменов.

Этот взгляд на человека и человеческий капитал существенно отличает экофилософию от доминирующих сегодня в пространстве философии и науки тенденций, центрированных идеями принципиального отрицания всеобщей универсальной эволюции, отказа от принципа связи фундаментального и прикладного знания о человеке и концепции гармонического развития всех сторон культуры и природы человека[9].

По словам Э. В. Барковой: «…открыто антипозитивистская, а с конца XX века анти-постмодернистская, программа экофилософии утверждает и обосновывает идею целостности всей человеческой, природной и культурной истории – основы, которая в снятом виде детерминирует человеческий капитал»[10].

Русский писатель и религиозный философ Д.С. Мережковский в начале XX века был абсолютно прав, когда показывал, что следующим шагом развития мещанства будут милитаризм и шовинизм, и сегодня мы в России повсеместно наблюдаем разгул религиозного шовинизма под видом внедрения «духовности», и курс на милитаризацию, где мировые расходы на оборону в 2018 году вырастут на максимальную за десять лет величину и обновят рекорд со времен окончания холодной войны. Об этом свидетельствует ежегодный обзор Jane’s Defence Budgets, выпускаемый британской аналитической компанией IHS Markit[11].

Возникает вопрос: какими принципами должен сегодня руководствоваться субъект военно-научного познания, осуществляющий процесс доказательства истины в условиях кризиса современного конституционализма, когда в органах военного управления нарушается конституционный принцип светского государства и равноправия религиозных конфессий, что гарантировано 14-ой статьей Конституции РФ?

Анализ показывает, что система таких принципов для современной военно-правовой науки определяется, с одной стороны, рассмотренной логико-гносеологической природой доказательства истины, с другой стороны, спецификой самого военно-научного познания, его конкретно-предметной областью. К принципам, отражающим преимущественно гносеологическую природу доказательства истины в военно-научном познании, относятся принцип определяющей роли военной практики и принцип единства теории и практики; к принципам, отражающим преимущественно логическую природу доказательства истины, относятся принцип достаточного основания и принцип полноты и конкретной завершенности доказательного процесса; особое значение имеет принцип социально-политического подхода в доказательстве истины военно-научных идей[12].

Таким образом, решение проблемы обеспечения истинности военно-научных знаний в российской армии XXI века, обоснование содержания и востребованности принципа объективности рассмотрения как необходимого элемента в аргументации и доказательства истины в военно-правовой науке сегодня возможно только методологией экофилософии – направлением современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека.

В заключение своей статьи хотелось бы процитировать выдающегося немецкого философа-гуманиста, Людвига Фейербаха: «Истинная свобода – лишь там, где человек свободен также и от религиозных предрассудков; истинное образование – лишь там, где человек возвысился над своими религиозными предрассудками и воображением»[13].

              

Сергей Иванеев,

       кандидат юридических наук,

доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» НОЧУ ВО «Московский экономический             институт»,

президент некоммерческой организации

   «Ассоциация граждан XXI века за развитие

                                                      светскости и гуманизма»

                                                       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

THE OBJECTIVITY PRINCIPLE OF REVIEWING THE LOGIC OF MODERN MILITARY SCIENCE

 

Annotation: the article is devoted to the substantiation of the content and relevance of the principle of objectivity of consideration as a necessary element in the argumentation and proof of truth in the military legal science.

Keywords: the principle of objectivity of consideration, the proof of truth, freedom of conscience, religion, secularism, humanism.

Bibliography:

 

  1. "Introduction to the theory of military law (monograph)" (V. Koryakin) (Russian military law collection n 9: Military law in the 21st century. Series "Law in the Armed Forces - Consultant". "For the rights of military personnel , 2007).
  2. Syryh V.M. The logical foundations of the general theory of law: In 2 vol. M., 2004. T. 2: The Logic of Legal Research. Pp. 116.
  3. Davydov V.S. The problem of proving the truth in the military-scientific knowledge (Logical and epistemological analysis). WPA them. IN AND. Lenin. M., 1986. p. 183.
  4. Freedom of conscience: problems of theory and practice. Monograph (edited by FM Rudinsky, SA Buryanov). M .: ZAO TF "MIR", 2012. _ 1120 p.
  5. S.A. Buryanov. Anti-constitutional trends in the clericalization of the state education system in Russia. Almanac "Light Union". http://razumru.ru/humanism/svs/03.htm
  6. RIA Novo-sti https://ria.ru/defense_safety/20150619/1079035580.html
  7. Kerimov D.A. Methodology of law: subject, functions, problems of the philosophy of law. - 6th ed. - M .: Publishing house of SSU, 2011. - 521 p.
  8. Barkova E.V. Strategies for the Development of Ecophilosophy: Towards a New Humanitarian Breakthrough // Law and Practice. 2017. No. 4. P. 188-197.
  9. Barkova E.V. Human capital in the projection of ecophilosophy: to the analysis of the “Coming Ham” D.S. Merezhkovsky. Number: 9 (117) Year: 2018 Pages: 37-47.
  10. Merezhkovsky D.S. Coming Ham // Merezhkovsky DS Collected Works. The coming ham. - M .: Republic. 2004. - 480 p. // http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0080.shtml
  11. Read more at RBC:

https://www.rbc.ru/politics/18/12/2017/5a37b0ed9a79473d41df7bfe

  1. Davydov V.S. The problem of proving the truth in the military-scientific knowledge (Logical and epistemological analysis). WPA them. IN AND. Lenin. M., 1986. p. 183.
  2. L. Feuerbach. Lectures on the essence of religion // L. Feuerbach. Selected philosophical works. M., 1955. T 2.

Sergey Ivaneev,

                    PhD in Law,

Associate Professor of the Department “State and Legal Disciplines" NIGHT IN   "Moscow Economic Institute",

President of a non-profit organization

    “Association of Citizens of the 21st Century for the Development

         secularism and humanism"

            Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

[1] «Введение в теорию военного права (монография)» (Корякин В.М.) (Российский военно-правовой сборник n 9: Военное право в xxi веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». «За права военнослужащих», 2007).

[2] Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. М., 2004. Т. 2: Логика правового исследования. С. 116.

[3] Давыдов В.С. Проблема доказательства истины в военно-научном познании (Логико-гносеологический анализ). ВПА им. В.И. Ленина. М., 1986. С. 183.

[4] Свобода совести: проблемы теории и практики. Монография (под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова). М.: ЗАО ТФ «МИР», 2012. _ 1120 с.

[5] С.А. Бурьянов. Антиконституционные тенденции клерикализации государственной системы образования в России. Альманах «Светский союз».  http://razumru.ru/humanism/svs/03.htm

[6] РИА Новости https://ria.ru/defense_safety/20150619/1079035580.html

[7] Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. – 6-е изд. – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 521 с.

[8] Баркова Э.В. Cтратегии развития экофилософии: к новому гуманитарному прорыву// Право и практика. 2017. № 4. С. 188-197

[9] Баркова Э.В. Человеческий капитал в проекции экофилософии: к анализу «Грядущего хама» Д.С. Мережковского. Номер: 9 (117) Год: 2018 Страницы: 37-47.

[10] Мережковский Д.С. Грядущий Хам //  Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Грядущий Хам. – М.: Республика. 2004. – 480 с. // http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0080.shtml

[11] Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/politics/18/12/2017/5a37b0ed9a79473d41df7bfe

[12] Давыдов В.С. Проблема доказательства истины в военно-научном познании (Логико-гносеологический анализ). ВПА им. В.И. Ленина. М., 1986. С. 183.

[13] Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т 2.

Add a comment

«О шейх, рядящийся в бездумье и тряпьё, Ты лжив, и лживо рубище твоё…Снаружи — свет, внутри – кромешный ад. Снаружи – правоверность, внутри – разврат»

                                                                                                                                                   А. Навои

 

Рафик Таги

на фото: Рафик Таги

 

22 ноября 2018 года исполнится 7 лет как в Баку скончался писатель-гуманист и публицист Рафик Таги, на которого было совершено покушение. Несколько лет до этого религиозные радикалы угрожали писателю смертью за статью с критикой в адрес ислама, сам он после покушения предположил, что ему могли мстить за его недавнюю публикацию, в которой критиковалась иранская теократия. В своих статьях Таги обвинял ислам в провоцировании вражды между людьми (вину при этом он возлагал и на «пророка» Мухаммеда). Этой религии он противопоставлял гуманистические ценности Европы.

В июле 2018 года также нападение было совершено в Москве уже на его старшую дочь Лейлу, которая является православной христианкой. Со слов Лейлы Тагиевой, после посещения свадьбы своей младшей сестры в Баку в июне 2018 года, окружение писателя Рафига Таги узнали о наличии русской дочери, рожденной русской женой писателя от первого брака. Со слов Лейлы в один из вечеров ей позвонил мужчина и представился именем гостя, что был на свадьбе её сестры. Он сообщил что находится в Москве и хотел бы встретится и поговорить о памяти её отца и оказать помощь во все ещё не раскрытом преступлении 2011 года. Она согласилась, но на встречу пришёл вовсе не тот человек, а тот, кто напал на неё и сумел нанести ей порез ножом в области шеи. После этого в ту же ночь ей стали поступать звонки на телефон, где мужчина говорил с ней на языке фарси и после на ломанном русском языке. Лейла сказала, что голос угрожал ей и сообщил ее домашний адрес, угрозы носили в себе сообщения о том, что её убьют за то, что она носит ценности православия. Что она дочь Рафига Таги, имевшего право высказываться против культуры ислама. После оказания ей медицинской помощи Лейла Тагиева незамедлительно покинула страну по американской визе и вылетела в Нью-Йорк. После разговора автора по телефону с дочерью убитого писателя Лейлой Тагиевой стала понятной причина ее отъезда в США.

Лейла заявила, что в России она не чувствует себя защищенной, где правящей группой нарушаются конституционные права и свободы и где она не может жить в страхе за свою жизнь. Она уверенна что у отца ещё остались недоброжелатели и они не оставят её в покое, после того как узнали о её существовании. Она вспоминала что на торжестве у свадьбы сестры в Баку, к её персоне было особое внимание со стороны некоторых гостей. Она считает, что её появление там и разговоры о памяти отца послужили этому зверскому нападению на неё. Она очень рада, что в тот злополучный день ей удалось сбежать и так же она теперь обеспокоена судьбой своих родственников в Баку.

В данной статье автор не ставит себе цель давать оценку политическому режиму, который критикует Лейла Тагиева за его невозможность реализовать конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.                 

Нам просто необходимо признать, что морально-идеологическая основа ислама, генерирующая и освещающая принципы джихада - войны против «неверных», такова, что мусульманский терроризм, таким образом, является уже практической реализацией этих принципов. И поскольку положения Корана возведены в неизменную догму, то терроризм будет вдохновляться и воспроизводиться до тех пор, пока в глазах мусульман эта книга не утратит своего священного ореола.

Современная цивилизация дальше не может спокойно взирать на опасность мусульманского терроризма. Он должен быть решительно остановлен волей миролюбивого человечества.

Зададимся резонными вопросами и дадим на них принципиальные ответы:

- где и в чем истоки, вдохновляющие мусульманский терроризм? В средневековых принципах вражды и нетерпимости к немусульманскому миру, освященных Кораном;

- в чем состоят мирские цели терроризма? В утверждении господства исторически изживших себя социальных систем и соответствующих им взглядов и принципов;

- каково соотношение терроризма с культом Аллаха? Мистификация самих пиратских акций именем абсолюта;

- есть ли предел мусульманскому терроризму? Нет. Освобождение человечества от этой коварной чумы - в освобождении от воинствующих основ Корана;

- может ли человечество обуздать зарвавшихся мусульманских экстремистов? Может, если согласно предъявить принципиальные требования к мусульманским теологам и радикально изменить воинственные основы ислама.

 

С Лейлой Тагиевой 

на фото: Лейла Тагиева и автор текста 

«Земной шар - однокомнатная квартира человечества. Все люди мира - земляне», - писал Рафик Таги в своей статье «Иран и неизбежность глобализации» и был прав, т.к. наиболее значительным проявлением современной реальности является глобализация – формирование все более мощной единой среды с общими стандартами, возвышающейся над многообразием локальных миров. Глобализация впервые порождает единое планетарное пространство, изменения в содержании которого выражают динамику и эффективность продуктивности всего планетарного сообщества. 

В этой связи глобализация и ее содержание, которая реально порождается бытием локальных сфер, возвышается над ними и диктует им свои новые стандарты. С нашей точки зрения, методологией противодействия терроризму сегодня может быть только экофилософия – направление современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека.

Одним из ключевых аспектов экофилософии является утверждение и развитие в ней идеи бытия, не ограниченной бытием сознания, в силу чего жизнь и потенциал – а потому и ценность - человека в этой логике предстает как пространство концентрации всего многотысячелетнего развития мироздания, Земли и многомерности ее культуры в единстве их всеобщности и форм единичных феноменов.

Масштаб личности азербайджанского писателя и публициста Рафика Таги в Азербайджане и России будет осознаваться потомками еще долго. Но нет никаких сомнений в том, что благодаря своей борьбе с теократией и развитие им светскости и гуманизма он, даже не помышляя о подобном, вошел в историю свободомыслия наравне с замечательным деятелем узбекской культуры Хамзой Хакимзаде Ниязи, убитого разъярённой толпой религиозных фанатиков на «Шах-и-Мардане» в 1929 году только за то, что он осмелился выступить с критикой мулл и культа «святого места».

Ревнители веры в чудодейственность этого места зверски убили Ниязи и надругались над телом, не посчитавшись с авторитетом национальной гордости узбекского народа.

 

Сергей Иванеев,

кандидат юридических наук,

президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»

Add a comment

20181108

8 ноября провел в Обнинске с Петраш Людмилой Сергеевной, вдовой доктора философских наук, профессора, академика РАЕН, участника битвы за Москву, разведчика и санитара фронтового госпиталя, сына полка (1942-1943), Почетного гражданина города Обнинска Юрия Григорьевича Петраша. Юрий Григорьевич родился 8 ноября 1930 года и этот день я традиционно провожу с его любимой женой, вспоминая его. Людмила Сергеевна была очень рада получить от меня изданную мною совместно с уважаемой З.А. Тажуризиной книгу «Свободомыслие и атеизм: идеи и лица», где я посвятил Юрию Григорьевичу статью. Очень трудным является путь к постижению объективной истины и я осознаю, что для думающих и честных заблуждающихся мусульман книги Ю.Г. Петраша станут огромным знаком вопроса: а правде ли учит ислам, и не заблуждаемся ли мы в вероучении, которое нам навязывается всей силой традиционного быта?

20181108 2

 

Add a comment
IMG 3093
За вклад в развитие классической философии
 
Греческое правительство наградило философа, Президента Всемирного философского форума (соучредителя Ассоциации граждан 21 века за развитие светскости и гуманизма) Игоря Ивановича Кондрашина (Igor Kondrashin) "Золотым лавровым венком". 
Вручила награду Министр Правительства Elena Kudura, первый Министр Греческого правительства, ставшая Гражданином Земли-XXI. 
Это уже вторая международная премия Igor Kondrashin после Gusi Peace Prize, вручённая ему на Филиппинах 5 лет назад.
 
 
Add a comment

Военные священники все более плотно встраиваются в систему оборонного ведомства. Фото PhotoXPress.ru

О продолжающемся "воцерковлении" Минобороны

Об авторе: Сергей Васильевич Иванеев – кандидат юридических наук, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма».

Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Главного военно-политического управления, которое займется морально-политическим воспитанием рядового и офицерского состава. Его возглавил бывший командующий войсками в Сирии и экс-командующий Западным военным округом генерал-полковник Андрей Картаполов, который заявил о предстоящем строительстве главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот». Храм задуман высотой 95 м, а его вместимость составит 6 тыс. верующих. «Это будет абсолютно грандиозное сооружение», – подчеркнул Картаполов. Там будет несколько приделов, посвященных видам Вооруженных сил, родам войск и их «небесным покровителям». В храме запечатлеют имена полководцев и солдат, прославившихся на полях сражений, в том числе бойцов и командиров, погибших в Сирии. Рядом с храмом предполагается создание центра подготовки военного духовенства. «Этот храм станет примером единения всего нашего народа», – убежден генерал Картаполов.

Add a comment