В условиях растущей неопределенности социальных процессов, значительной рискогенности современного общества, эффективным ответом на этот вызов является социальное проектирование - формирование целевых показателей каких-либо программ вместе с цепочкой взаимосвязанных действий (технологий), которые гарантированно обеспечивают достижение заданных результатов.  В этом аспекте социальное проектирование является особым направлением социального управления – формированием выделенных источников  ресурсов, которые могут воздействовать на общественную среду как условие достижения обществом или его подсистемой положенных результатов.

 

Ресурсами для социального проектирования  могут выступать любые сферы и уровни, «ячейки» социума, культуры, которые имеют свою внутреннюю организацию, уровни субординации и взаимодействия, свои ценности и функции в обществе. Проектное моделирование любой такой сферы – особая рационализация ее содержания, при которой вскрываются его структурные и функциональные связи, внутренние воздействия, тенденции, объективные и субъективные стороны. Задача проекта – выявить здесь такие связи, в которых обнаруживается объективное воздействие одного или нескольких факторов на другие, что и вызывает изменение последних.

 

Проектирование, таким образом, является средством «расчистки» или освобождения данной среды от различных промежуточных факторов, которые препятствуют такому воздействию и тем самым – позволяет раскрыть (или создать) механизм, действие которого и обеспечивает достижение поставленных целей.

Для нашего случая исходной проектной средой является светское образование. Это не только совокупность образовательных институтов и учреждений, начиная от школы и заканчивая вузом, но и собственное культурное пространство – музеи, памятники, выставки, библиотеки, театральные, музыкальные и другие представления, средства коммуникаций, включающие  издательства, СМИ, культурно-образовательную  политику государства. Здесь происходит социализация людей, направленная на освоение светских ценностей и мировоззрения, осуществляется гражданская, социокультурная идентичность личности и страны.

 

Светское образование выделяется как среда, противоположная образованию духовному, в котором обучение и социализация личности происходит через усвоение религиозного мировоззрения и продуктов религиозной культуры. В отличие от религиозного образования, ориентированного на духовные традиции России и не разрабатывающего идеалы будущего с точки зрения современности, светское образование всегда имело некоторый «инновационный вектор», который определял его «место» в социуме: светское образование, особенно профессиональное, всегда находилось немного «впереди» общества, занимая позицию между настоящим и будущим.

 

Если взглянуть с этих позиций на реформы российского образования, начиная с Петра I, то можно отчетливо видеть, что именно возникающие институты и содержание образования, которые курировались государством, значительно продвигали вперед не только экономику, военное дело, науку, так или иначе демократизировали общество, но и расширяли пространство светской культуры, формируя не только современную архитектуру и городскую  инфраструктуру, но и саму российскую культуру как таковую.

 

Проблема проектирования социокультурного пространства, в котором  действуют принципы, ценности и нормы светского образования, возникает в современном российском обществе как средство решения нескольких  важных проблем. 

 

Во-первых, это необходимость обеспечения культурной социализации личности, направленной на освоение и практическую реализацию светских ценностей российского общества и культуры. Препятствием для этого является глобальная информационная среда, которая формирует «виртуального человека», равноудаленного как от реальной общественной,  так и от особенностей  культуры и социума России.

 

Во-вторых, проектирование социокультурного пространства должно конкретизировать и усилить воздействие светской культуры на общество и личность, формируя не только современных специалистов, но и развивая общественные отношения и нормы, характерные именно для светского общества и его культуры.

 

Проблема в том, что в современных  условиях отхода от принципов светского мировоззрения в их прежнем советском  варианте, современное российское православие пытается во все большей степени регулировать мировоззренческие позиции и светские ценности нынешней России. Объективно сохраняя принцип свободы вероисповедания, российское общество фактически переходит на позиции укрепления религиозной веры за счет усиления позиций РПЦ в обществе, роста  количества верующих,  внедрения компонентов религиозной культуры в содержание светской культуры (преподавание религиозных  предметов в светской школе и вузе и др.).  

 

В-третьих, важной целью проектирования социокультурного пространства на основе светского образования выступает гуманизация нашего общества, осуществление которой не только является средством преодоления социального отчуждения личности и не раскрытого потенциала межэтнических, межпоколенческих и других  связей, но и повышения уровня социальной активности граждан страны, что обеспечивает интеграцию российского общества и формирование национального и гражданского самосознания.

Проектирование социокультурного пространства предполагает несколько  важных шагов.

 

Во-первых, это диагностика светского образования, которая позволяет выявить наиболее перспективные и инновационные направленния его связи с обществом. Диагностика предполагает выявление рациональных, культурно-гуманистических функций (или направлений) светского образования  и путей их воздействия на общество с учетом существования  самого образования как среды, формирующей будущее страны. 

 

Во-вторых, необходим анализ  самого социокультурного пространства с позиций его структурирования через прошлое, настоящее и будущее. Очевидно, что для указанного  проектирования особую  важность представляют нормативно-регулятивные компоненты пространства, которые воздействуют на остальные его стороны, причем основой такого воздействия является общая структура любой жизнедеятельности, которая выстраивается по схеме «цели-средства-результаты». Выступая в статусе (функции) целей, соответствующие стороны социокульутурного пространства  воздействуют на его остальные части, которые начинают играть роль средств.

 

В-третьих, в самом светском образовании необходимо выявить компоненты, которые также различаются по функциям «средства-цели». Очевидно, что содержание  образования, которое осваивается через обучение, не может быть целью в нашем подходе, так как задачей является изменение человека за счет приобретенных им профессиональных  и общегуманитарных знаний.

 

Эта цель -  изменение человека – должна быть скоординирована с изменением социокультурного пространства через его проектирование. «Осью» или основой этого является гуманизация – формирование в социокультурном пространстве таких отношений, ценностей и свойств, которые расширяют творческие горизонты человека, формируют его ответственность за судьбу страны на основе тех направлений освоения социокультурного пространства, которые через проектную модель становятся особым отношением субъекта и объекта: субъект – человек, освоивший современные знания и нормы, открывает (находит) свой «объект» - те аспекты (уровни, символические и другие проявления) социокультурного пространства,  в которых он оказывается востребованным именно в этом качестве новатора.

 

Высказанные здесь  идеи – лишь общая схема  проектирования светского образования как средство усиления его связи с обществом. Но актуальность и востребованность дальнейших  исследований в этом направлении являются вполне очевидными. 

 

С.В. Иванеев,

кандидат юридических наук,

профессор Академии военных наук,

доцент кафедры  ВУНЦ  СВ

«Общевойсковая академия ВС РФ» 

 

доклад в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), на I Междисциплинарном научном симпозиуме с международным участием «Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания» 28-29 мая 2015 года