В статье рассматриваются концепции феномена образования с точки зрения социальной философии и философии образования в контексте самосознания культуры. Автор анализирует существующие подходы в соответствии с особенностями и потребностями современной общественной системы и подчеркивает прогностический потенциал образования как воспроизводственной системы с позиции будущего.

Ключевые слова: образование, самосознание культуры, общество, социальная философия, философия образования, воспроизводство, будущее.

В современном пространстве образования возрастает потребность в развитии его инновационных форм, которые бы выражали особое нормативное пространство, где новые знания, высокие нравственные ценности и ориентиры становятся существенной стороной общественной жизни, входят в ее содержание. Связи образовательного пространства и современного общества сложны и многомерны, как и само это пространство. Поэтому в настоящее время актуализируется вопрос не только предоставления знаний, умений, навыков - как традиционной функции образования, но и формирования с учетом новых тенденций и стремительных изменений мировоззрения, культурно-ценностных ориентиров – то есть, самосознания культуры. Образование в данном контексте определяет применение транслируемых знаний с учетом конкретных задач и требований современной социальной системы.

Сегодня образовательное пространство исследуется рядом философских дисциплин и направлений, в том числе социальной философией и философией образования. Но демаркационные линии между ними все еще четко не определены, и происходит размывание границ предметной области и выход за ее пределы. Поэтому при анализе феномена образования и образовательного пространства требуется большая определенность. Рассмотрим подходы к исследованию образования с точки зрения социальной философии и философии образования.

Социальная философия определяет феномен образования в контексте особого социального института, одновременно считая его частью культуры, социально-культурного взаимодействия людей, проявляемого в форме познания и его конечных результатов, включая знания, опыт, умения и навыки. В частности, А.С. Порожняков отмечает многомерность его проекций в рамках социальной философии, рассматривая его через призму общественных отношений и влияния на общественное развитие, сферы и структуры. «Социальная философия исследует, прежде всего, общие вопросы взаимоотношения и взаимодействия общества и системы образования, ее место и роль в социальной системе» [1. С.55]. В проблемную область образования в этом контексте входят вопросы функционирования и развития современных систем образования с учетом особенностей развития информационных технологий. Также сюда входят и проблемы социальных функций института образования и его роли в общественной жизни, взаимосвязь и взаимодействие образования с социальной структурой общества и социальной мобильностью. Особое место здесь занимает отражение в системе образования потребностей и интересов общества, социальных групп и личности, роли системы образования в воспроизводстве и изменении социальной структуры, взаимоотношения системы образования с другими социальными институтами.

Но ведь и философия образования изучает общие вопросы взаимодействия общества и системы образования. Действительно, раскрывая статус философии образования в современной отечественной литературе, можно отметить постоянные пересечения с социальной философией. Это происходит отчасти потому, что сегодня в философии образования формирование общего подхода к его сущности еще не достигнуто. Соответственно, статус философии образования требует своего уточнения.

Так, Б.Л. Вульфонсон выделил четыре определения философии образования. [2. С.14] Первый подход рассматривает философию образования как особый раздел философии, предметом которой являются общие вопросы образования, изучаемые с философских позиций. Здесь предмет – именно феномен образования как таковой. К примеру, с точки зрения Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой философии образования как отрасли научных знаний не существует вовсе. Исследованию должны подлежать актуальные философские проблемы теоретической педагогики и сферы образования в целом [3].

При таком подходе общие философские положения используются для обоснования статуса образования и закономерностей его развития, но это уже переходит в ракурс социальной философии. Здесь задачами философии образования становятся общие проблемы образования, а ее предметом - сопоставление различных концепций образования и их критический анализ для поиска предельных оснований консенсуса образовательной системы и педагогической мысли.

Второй подход к определению статуса философии образования рассматривает философию образования как синоним общей педагогики. Так, согласно позиции В.В.Кумарина, «научная педагогика была, есть и останется философией образования». [4. С.17].

Третий подход рассматривает философию образования как самостоятельную область научных знаний, предметом которой являются наиболее общие, фундаментальные основания функционирования и развития образования.

Четвертый подход определяет философию образования как общую теорию мира и человека. И здесь явное включение не только социальной философии, но и философии вообще. И.П. Савицкий под термином «философия образования» подразумевает определенную систему представлений о мире и месте человека в нем. Сама система определяет содержательную структуру, основные организационные принципы, цели образования. [5].

В данных направлениях философия образования рассматривается как средство прояснения фундаментальных оснований образования. Характеризуя эти основания, Н.В.Смирнова пишет: «Философия образования выявляет двуединую сущность образования: как механизма (формы) воспроизводства культуры и способа воспроизводства человека в его социально-личностных проявлениях». [6] То есть,  всеобщее, составляющее предельное основание образования как процесса воспроизводства, находится и в основании любой образовательной деятельности, независимо от ее системы целеполагания, содержания, форм реализации и иных характеристик, обусловленных социокультурной спецификой. Оно связано с предельностью оснований культуры, ее символически-смыслового поля, и социального бытия. Предельные основания образовательной деятельности – это также сфера социальной философии. 

Раскрывая современное понимание философии образования и указывая на ее сложность, О.А. Базалук сравнивает структуру философии образования с пирамидой, в основании которойнаходятся обобщающие положения о человеке как субъекте и объекте исследования, т.е. философская антропология, включающая в себя и современные обобщения нейрофилософии, нейропсихологии и т.п. Первый этаж занимает психология, как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. На вершине пирамиды – педагогика, определенная Б.Бим-Бадом как «наука и искусство совершенствования человека и групп людей с помощью образования, воспитания и обучения». [7. С.13] Причем вся предложенная О.А. Базалук пирамида структуры философии образования действует в условиях непрерывно и нелинейно развивающихся микро и макросоциальных групп, в масштабах социальной философии. [8]

В данном подходе предмет образования еще более запутан, так как здесь сложно выделить собственно саму философию, ее собственную сферу, так как она пересекается с психологией, педагогикой. Что, собственно, обеспечивает целостность данной пирамиды? С точки зрения данного автора, это место и функция философии образования. Автор считает, что философия образования как теория и практика еще с Античности выполняла посреднические функции между философией как теоретической основой и образовательными практиками. [8]

Очевидно, что наиболее общие основания функционирования образования выходят за сферу философии образования  и становятся задачей социальной философии. Включенность философии образования в ее социально-философские основы фиксирует и О.А.Базалук, который подчеркивает, что  философия образования не просто зависит от состояния развития социальной философии, как и философии в целом, а через свой методологический аппарат реализует социально-философские наработки в педагогических практиках. [8] Тем не менее, эта зависимость остается по-прежнему конкретно не раскрытой. 

Рассматривая исследования по философии образования последнего десятилетия можно ответить, что сегодня значительная часть философии образования не отвечает стоящим перед образовательно-воспитательной сферой проблемам и задачам. Сегодня в начале XXI столетия необходимо перевести исследования в более значимую для текущего момента плоскость, нежели извечные споры об объективности материализма и идеализма в образовательной среде. Саму же проблематику образовательно-воспитательной среды следует рассматривать с мировоззренческих и этических позиций, а более конкретно - на уровнях картин миропонимания, парадигм и концепций.[9]Но это и означает требование концептуально-методологического разграничения этих двух сфер философского знания.

Так, опираясь на философию Гегеля, А.Н. Муравьев рассматривает процесс образования как путь формирования духа, или общественного сознания и культуры. Если посмотреть на образовательный процесс в целом, - полагает он, - становится ясно, ради какой цели происходит смена состояний духа. А совершается она ради понятия как такового, ибо только понятие как логическая форма выступает итогом, то есть абсолютным, а не лишь относительным, промежуточным результатом процесса образования. На этом основании философия может быть признана высшим, всеобщим способом духа, а не просто более высоким. Поэтому с точки зрения тотальности процесса образования, отличающейся от любой другой конечной конкретно-исторической точки зрения, все предшествующие понятию формы духовной деятельности оказываются формами генезиса понятия, а само понятие —началом развертывания системы образования, всеобщим основанием всех особенных форм культуры духа. Вопреки видимости, непосредственный опыт, искусство, религия, эмпирические науки и история философии есть не основания, а только условия достижения всеобщей логической науки, к которой восходит по особенным ступеням образование. «Поэтому именно философией как наукой должен завершаться современный образовательный процесс, по определению не могущий не включать в себя высшее достижение, квинтэссенцию человеческой культуры». [10. С.248]  

В этой абстрактной форме анализируется весьма важное для человека и общества развитие, становление образования как общего качества культуры, субъективности и самосознания, возникающее в историческом процессе и логике саморазвития общества – прежде всего, с периода письменной культуры. И здесь же подчеркнуто, что только в целостности «образованного духа» приобретают свое самосознание частные или конкретные направления образования.

Соотношение философии и сферы образования исследуется также в работах А.Огурцова и В.Платонова. Авторы выделяют такие конструкты, как «образы образования», которые определяют отношение философии – философского сознания – и сферы образования.  Одной из главных позиций признается позиция трансцендентализма, которая, по их мысли, связана с проведением дистанции между философским сознанием и действительностью. При этом делается акцент на процедуре отстранения рефлексии от процессов образовательной системе, допуская однородность интеллектуального пространства и выдвигая идеалы и нормы образования как сферы долженствования в противовес реальной системе образования. Другая позиция - имманентная, при которой философское сознание встроено в процессы образования, а акцент делается на процедурах вживания, понимания, интерпретации, включенной в педагогическое отношение. «Если первую позицию можно назвать позицией «сознания-о-мире образования», то вторую - позицией «сознания-в-жизни образования» [11. С.7]

Проблема соотношения философии и сферы образования тесно связана с более общей – соотношением образования и общества. В свете этой же проблемы рассматриваются особенности образования как системы. В.А.Штурба, С.С. Васильев исследуют это свойство образования в контексте рыночных отношений. Подчеркивается, что, с одной стороны, система образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям во внешней по отношению к образованию среде. С другой – она должна быть по возможности стабильной в своей психолого-педагогической основе, не подверженной рыночной конъюнктуре и излишене быстротечным публичным настроениям, бросающимся из одной крайности в другую.  Сегодня на понятии «система образования» существенным образом сказывается личностно-ориентированная парадигма, которая, как известно, отдает приоритет личностным образовательным ценностям. Централизованная образовательная система все более отчетливо превращается в вариативную, открытую для оперативных изменений и обоснованных инноваций в дифференцированную сферу образовательных услуг. Такое представление диаметрально меняет саму парадигму образования, особенно в ее прогностической интерпретации. По мысли авторов, при таком подходе система жестко детерминированных образовательных учреждений, навязываемая человеку и ограничивающая его свободу выбора, отходит на второй план, а главную роль занимает человек, сознательно или на основе консультаций компетентных групп выбирающий индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями. Здесь возникает проблема соответствия дифференцированных образовательных потребностей личности предлагаемым образовательным услугам. «При сопоставлении в условиях рыночных отношений образовательных потребностей и образовательных услуг может наблюдаться диссонанс спроса и предложения. Этому явлению должны сопутствовать точно выверенные политика и стратегия образования, тонко и чутко улавливающие назревающие объективные тенденции в обществе, прослеживающие их и в необходимых случаях противодействующие, с помощью, разумеется, правовых механизмов, любым деструктивным явлениям в данной сфере». [12. С.11]

Здесь важной мыслью является объективность образования, выраженная в его системной организации. Отсюда – необходимость раскрыть факторы, которые регулируют взаимоотношение образования и общества как самостоятельных систем.

Глубокий анализ образования как философской категории мы находим в статье П.С.Гуревича «Философия образования: теория и практика» [13]. Здесь рассмотрены различные уровни и функции образования как социального феномена: образование как компонент человеческой природы, как социальный опыт, взятый в ракурсе его содержания и сохранения для будущих поколений, как сфера духовности, морали и др.; раскрыты цели образования, его общественный смысл и др.  

«Образование - как отмечает П.С.Гуревич - не просто вид общественной деятельности, изучение которой предполагает нахождение наиболее эффективных способов сохранения и передачи накопленного знания.  Последовательное размышление о воспитании неизменно порождает постижение человеческой природы» [13. С.32]. Рассуждая о воспитании, В. С. Соловьев пишет одновременно о том, что выражает суть человека как существа: «Высшая, безусловная нравственность также обязывает настоящее поколение передать новому двоякое наследие; во-первых, все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а во-вторых, способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближения к высшей цели» [14. С.495]. С другой стороны, подчеркивает П.С. Гуревич, образование погружает исследователей в сферу социальной философии, так как характер общества, его тип и специфика направляют содержание обучения.

Обратим внимание, что образование – не только передача социального опыта. Это трансляция, в которой удерживается его истинность, т.е. человеческая субъективность. Это означает, что в его опыт, структуру входят и ценностные ориентиры людей, и их схемы практической деятельности, и особенности взаимопонимания. Подводя итоги своих размышлений, П.С.Гуревич подчеркивает: роль образования как фрагмента общесоциальной теории. В общественной система образование полифункционально. «Оно выполняет различные социальные задачи и в этом смысле может быть определено по-разному: а) образование есть вхождение человека в мир; б) образование есть постижение человеком смысла бытия; в) образование есть обретение человеком собственного образа; г) образование есть пробуждение духовности» [15. С.148].

Итак, образование является не только специальным институтом и регулятором социализации подрастающих и взрослых поколений, но оно представляет собой глубоко укорененную в общество часть его культурной, духовной жизни. Но поскольку общество существует на основе его постоянного самовоспроизводства, образование также входит в этом процесс и является особым механизмом (системой), тесно связанной с формированием в обществе вектора будущего.   

В самом общем смысле воспроизводственная функция образования оказывается встроенной в более общий алгоритм взаимодействия образования и общества, которое происходит как диалектический процесс. Здесь существует и отношение тождества (синтез), и отношение различия, и даже определенного противоречия, выступающего как постоянное формирование в сфере образования еще не освоенных в теории и практике компонентов общественной жизни - знаний, технологий, социальных и культурных норм, ценностей и др.-  и их практическое освоение через обучение.

Но вместе с тем инновационное содержание образования переходит в сферу будущего и приобретает статус целей, общественных идеалов и нормативных ориентиров. Здесь воспроизводственная сторона выступает не только как связь образования и общества, но и как способ раскрытия потенциала самого образования.

Предварительно можно сказать, что, если философия образования сконцентрирована на анализе общих вопросов самого образования, имея в виду его связи с обществом и с конкретными педагогическими теориями и направлениями, то социальная философия занимается образованием как феноменом, который находится внутри общества и регулируется общественным процессом и его структурами, в свою очередь, воздействуя на общественные отношения.

В реальности такое взаимодействие осуществляется в динамике, в непрерывном становлении, в котором постоянно действующим фактором является именно «достраивание» образованием необходимой для общества целостности (культурно-смысловой, субъектно-объектной, информационно-коммуникативной, нормативной и др.). Но этот процесс оказывается всегда не завершенным, так как общественная система постоянно отстает от этой целостности, создавая дистанцию между целями и реальностью, идеалами и существующими нормами, правилами регулирования общественной жизни.

Таким образом, образование в контексте общественного развития функционирует как сфера сосуществования возможного и действительного, фактического и нормативного. Его задачей (вместе с культурой, философией, наукой) является особое распределение открывающихся новых знаний, социальных возможностей, связанных с интересами людей, с общественными отношениями в горизонте времени. Часть новых знаний и социального опыта попадает в настоящее, выступая культурной и предметной средой в практике для современников, а другая часть переходит в сферу идеала, приобретая значение обновленной регулятивной нормы, целей и задач общества. И эти особенности образования должна выявить и систематизировать социальная философия, открывая тем самым и инновационный потенциал образования, его роль в развитии общества и его культуры, а значит – и в развитии личности. 

Список литературы

  1. Порожняков А.С. Институт образования как объект социально-философского анализа // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 1. С. 55   
  2. Вульфонсон Б.Л. Философия образования: «Круглый стол» журнала «Педагогика» // Педагогика. 1995. № 3. С.14.
  3. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.
  4. Кумарин В.В.Философия образования: «Круглый стол» журнала «Педагогика» // Педагогика. 1995. № 3. С. 17.
  5. Савицкий И.П. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века. - М.: 1992.
  6. Смирнова, Н.В образовательный процесс как объект философско-социологического анализа // Теоретический журнал Credo News
  7. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Введение в научную и общекультурную дискуссию о человеке как воспитателе и воспитуемом, о путях его самосовершенствования  – М.: РАО, 2005.  – 330 с.
  8. Базалук О. А. Современное понимание философии образования //Философская мысль
  9. Семченко Е.Е.  Философия образования: исходные понятия и проблемы Интернет-журнал «Науковедение» http://naukovedenie.ru Том 7, №2 (март - апрель 2015) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
  10. Муравьев А.Н. Философия и образование (историко-философский анализ) // Философия образования и современность. С. 248. 
  11. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. / А.П.Огурцов, В.В.Платонов-СПб.: РХГИ, 2004.  -  520 с.
  12. Штурба В.А., Васильев С.С.  Образование как социально-культурный феномен/ Теория исторических и социально-образовательных процессов. С. 1-18.
  13. Гуревич П.С. «Философия образования: теория и практика» //. Знание. Понимание. Умение. Конференция «Высшее образование для ХХ1 в» - 2006 — №4. С.31-38.
  14. Соловьев В. С. Соч. : в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 495.
  15. Жихаревич М. Е., Федотова Н. Д. Философия и гражданское образование // Философия преподавания и философии. Калуга, 2000. С. 148.
  16. Баркова Э.В. Философия межкультурных коммуникаций в проектировании образовательно-воспитательных систем: экофилософский анализ // Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания Материалы I Междисциплинарного научного симпозиума с международным участием . Москва, 2015. С. 21-25
  17. Баркова Э.В. Масштаб личностного развития в целевых установках проектирования экокультуры информационного общества // Социокультурные среды и коммуникативные стратегии информационного общества Труды Международной научно-теоретической конференции . Ответственный за выпуск: О.Д. Шипунова. Санкт-Петербург, 2015. С. 5-8.
  18. Бузская О.М. Экологическая безопасность как критерий развития межкультурных коммуникаций // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2015.№ 1-2 (11). С. 5-12.
  19. Бузская О.М. Модели проектирования современного социокультурного пространства // Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания Материалы I Междисциплинарного научного симпозиума с международным участием . Москва, 2015. С. 26-29.

УДК 37.01

ББК 6/8.87.5.60.0

С. В. Иванеев