Ключевые слова: образовательное пространство, время, пространственно-временной континуум, педагогика, субъект, социальная система, инновации.

Показана методологическая роль пространственно-временного континуума образования в развитии социально-философских и педагогических представлений; выявлены инновационно-эвристические возможности времени образования как формы задания будущего через цели субъектов, а пространства как формы объективации времени, имеющей ряд структурных уровней.       

Функции образовательного пространства и времени и их специфика - предмет активного обсуждения в современной социально-гуманитарной науке: выявляется их специфика, структура, уточняются особенности взаимодействия с содержанием образовательной системы, с тенденциями развития общества. Сформировалась традиция рассматривать эти категории отдельно друг от друга, хотя в последнее время обсуждается идея их взаимодействия.  Так, А.В.Калянов отмечает: «Сейчас в науке существует ряд вопросов, решение которых предполагает прояснение специфики пространства и времени, но взятых не как отдельные формы культуры, а в их единстве как активные компоненты образования и в частности, становления самосознания учащейся молодежи». [1. С. 184].  В этом аспекте, как показывает автор, значительным методологическим потенциалом обладает понятие «пространственно-временной континуум», осмысленный как принцип и общий философский подход к образованию. «Пространственно-временной континуум можно определить, как такую форму бытия культуры, в которой на основе единства пространства и времени обеспечивается специфика содержания, относительная автономность и самодостаточность культуры. Эта форма содержательна, поскольку в ней происходят постоянные взаимопереходы не только пространства и времени, но и содержания культуры в свойства пространства-времени и обратно. Пространственно-временной континуум, следовательно, является одним из вариантов целостности культуры». [Там же].  Введение представления о континууме открывает возможности исследования природы таких объектов, границы существования которых подвижны, ибо эти объекты находятся в процессе становления, что всегда отличает и культуру в целом как особый тип бытия.

Если рассматривать содержание образовательного пространства и образовательного времени как относительно самостоятельных форм, то, как правило, с пространством исследователи связывают такие его значения, как образовательная среда,  территория осуществления образовательной деятельности; один из уровней социального пространства (наряду с экономическим, политическим, культурным пространством);  результат конструктивной деятельности и др. Так, И.Сурина определяет образовательное пространство как «относительно рациональную целостную конструкцию упорядоченности социальной жизни, социальной деятельности на основе субъективно-объективного восприятия социальной реальности, в основе которого находятся система образования, образовательная деятельность, главной целью которой является формирование личности».  [2. С. 251]. Здесь образовательное пространство представляет собой сконструированное в социуме, его пространстве «место» осуществления образовательной деятельности.

Недостаток этого и других подобных определений образовательного пространства в том, что здесь не выявлена роль времени, т.е. не указано, что именно открывается в пространстве как функция или проявление времени. Отсюда – рассмотрение времени вне пространства превращает его социокультурное содержание в простую констатацию календарно-механической длительности. Так, с точки зрения О.Ю.Марковой время выступает как «граница образовательной реальности, определение ее внешнего и внутреннего порядка (семестр, сессия, учебный год, конечность образовательных циклов; срок преподавательских контрактов, периодичность выборов советов, деканов, ректора)… Содержательно и формально временными параметрами образовательной реальности выступают: сроки обучения в высшей школе, временные границы или некие определяющие временные точки образовательного процесса — сессия, семестр, каникулы, учебный год, время учебных циклов».  [3.С 134].

Бесспорно, время структурирует образовательную деятельность. Но, подчеркнем, что кроме своей формальной длительности, время соотносит образование с определенной эпохой, социальным временем, в котором находится страна, с выдвигаемыми общественными целями и идеалами, с пространством культуры, науки, других социальных институтов и отношений. Время выступает как самоопределение образования, его «самосознание». Эта функция выполняется образовательным временем потому, что в светском обществе, основанном на постоянном развитии, именно вектор времени «собирает в единство» все его системные свойства, определяя направленность, как структуры, так и функций.

Так, в светском обществе объективной закономерностью является рост производительности труда, оптимизация и особая рационализация формирующихся общественных связей, появление все новых технологий, в содержании которых раскрываются все новые пути гарантированного достижения поставленных целей. Выступая как общество знаний, современная эпоха как никогда прежде соединяет свои собственные механизмы развития и модели образования, в которых как раз выражена эта направленность на новое, на формирование эффективных стратегий будущего. Выступая как способ существования общества, это новое проникает в образовательное пространство в форме времени. Но этой основе особенностью данного пространства оказывается целевая и нормативная ориентация процесса образования – его выход за рамки соответствующих социальных отношений.

Образование находится как бы внутри социального пространства и реальной жизни общества, но оно также выведено в некоторое будущее, так как его пространство «задано» требованиями образовательного времени как особой концентрацией инноваций, накопленных в данном обществе в конкретный исторический период. Время является основой того, что внутренней нормой образования является его собственная инновационность: если система образования не несет новых знаний, навыков, компетенций в общество, в сознание и поведение людей, то такая система оказывается неэффективной для данного общества.

С этой точки зрения можно оценивать и современные интерпретации образовательного пространства. Так, раскрывая коммуникативно-деятельностный, конструктивный срез этого пространства, В.А. Касторнова пишет: «Образовательное пространство, представляющее собой форму единства людей, складывается в результате их совместной образовательной деятельности. В основе процессов целеполагания такой деятельности лежат согласованные потребности участвующих в ней субъектов, при этом цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами благодаря осваиваемым механизмам культуры. Образовательное пространство с точки зрения феноменологической интерпретации можно рассматривать как пространство включенности субъекта в образовательное пространство, представляющее собой системную совокупность реальных взаимодействий человека с действительностью и данное субъекту через восприятие и действие». [4. С. 241].

В данном подходе образовательное пространство выявляет ориентацию его субъектов на цели, т.е. время. Но объяснение автором этих целей субъективными стремлениями участников образовательного процесса не объясняет смысл самих целей в образовании. Субъекты лишь воспринимают цели как инновационно открываемое будущее, которое создается объективно самой общественной системой. [5].

Таким образом, как формы бытия образования, его пространство и время взаимодействуют и взаимоопределяют, дополняют друг друга, раскрывая содержание феномена образования. При этом пространство образования является средством объективации, раскрытия и воплощения времени образования, что проявляется в изменении образовательных программ, предметного содержания и методов (технологий, моделей) образовательного процесса. Пространство образования как форма его бытия многослойно и имеет несколько уровней функционирования - от целостного охвата всей образовательной системы, включая и территориально-культурные, институциональные и другие компоненты, до пространства конкретной школы и т.п. Все эти уровни постоянно взаимодействуют со своим «образом» образовательного времени, который опосредован общественными и культурными ценностями, идеалами и нормами.

Время образования выражается через образовательные идеалы, цели общественного развития, через образование как общий целостный «субъект». Здесь образовательное пространство определяется этим временем с точки зрения сохранения его нормативности (т.е. нормативности современных моделей образования, необходимых данному обществу), устойчивости и длительности данной системы образования. Образовательное время определяет социально-исторические и культурно-инновационные границы данного образовательного пространства.  Но само время здесь является основой бытия образования как особого инновационного содержания, выражающего требования будущего.

Таким образом, открываются несколько общих свойств образовательного пространства-времени. Во-первых, оно выстраиваются как реляционное, т.е. возникающее на основе образовательной деятельности и коммуникаций субъектов. Изменение характера (плотности) общения и технологий деятельности ведут к новым свойствам этого пространства-времени, требуя и новых форм системной организации образования. Субстанциальность этого континуума также сохраняется – например, как освоение ценностей, норм и идеалов прошлого, культурных смыслов и традиций, которые не воспроизводятся в системе современных общественных отношений и процессов, но принадлежат прошлому. Они переходят в нормы времени бытия субъектных и культурных феноменов (традиции, обычаи, образы, символика, тексты и др.), которые также структурируют и «корректируют» континуум образования, обеспечивая его совместимость с многомерностью бытия личностью. Тем не менее, эта субстанциальность образовательного пространства-времени отходит на задний план, являясь дополнительным свойством.

Во-вторых, сами образовательные пространство и время формируются как особый синтез информации, ее культурно-коммуникационного освоения, ценностей, социальных норм, образовательной деятельности, культурных символов и текстов, а также сознания, установок и переживаний субъектов, образуя внутренний и внешний «план» своего функционирования, а также связывая субъективный и объективный уровни своего содержания.

Внутренний план социального пространства и времени – это существование, перемещение и общение, активность субъектов в знаково-символической и текстовой среде, которая формируется и передается в процессе образования, в общении людей в образовательной сфере. Здесь выявляются смысл, ценности и цели, обращенные к внутреннему опыту и сознанию индивидов, которые выстраиваются как форма мировоззрения, определенный срез картины мира. [6].

Различение пространства и времени в этой текстово-символической среде происходит через отличие «модусов бытия» компонентов этой среды: в плоскости пространства здесь преобладает рядоположенность компонентов, их взаимопереводимость в смысловые позиции друг друга, сходная функциональная направленность. Но переход от одного смысла к другому, причем направленный к общему результату – всегда характеризует время. Еще один признак – различение в текстах осуществленного, данного и предстоящего.

Субъективный аспект пространства-времени также характеризуется взаимодействием в символически-текстовой среде субъекта и самой среды. Субъекты не полностью следуют предписаниям текста, сюжета, логике поведения героев, но выбирают «свой» вариант отношения к текстовому содержанию, используя его многозначность и символическую основу.

Объективное время сферы образования выражает, с одной стороны, общественную необходимость самого образования, которая в самом общем и абстрактном выражении существует как механическое (календарное) время организации учебно-образовательного процесса. Но эта необходимость трансформирует и само содержание образования, усиливая его действие через элементы инновационности, изменение функций, расширение образовательной среды и др. Изменение, обновление образования – это выражение его существования через форму времени.

Таким образом, образовательное время является средством расширения и обогащения образовательного пространства, наполнения его требованиями современной культуры им общества, идеалами и целями. Объективируясь в пространстве, время снова становится своеобразным экраном восприятия нового и способом перевода его в содержание образовательного процесса. 

Литература и источники

  1. Калянов А.В Социально-культурное пространство-время в педагогическом аспекте // Мир науки, культуры, образования. № 1 (32) 2012  - С. 184
  2. Сурина И.Образовательное пространство: определение, структура и характеристики // Психолого-педагогические проблемы сельской школы.  (на укр. яз.). Выпуск №35, 2010.  - С. 251.
  3. Маркова О.Ю. Измерения времени в образовательном процессе. // Философия образования. Серия “Symposium”, Выпуск 23. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. . – С. 134 (C.131-137).
  4. Касторнова В.А. Анализ подходов к определению образовательного пространства//Вектор науки ТГУ. № 1 (19), 2012  -С. 241
  5. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум культуры (философско-культурологический анализ) / Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Волгоград, 2003
  6. Баркова Э.В. Возрождение-XXI: экофилософия воспитания vs неонарциссизм // Человеческий капитал. 2014. № 6 (66). С. 145-150.

ИВАНЕЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – кандидат юридических наук, доцент кафедры Конституционного и международного права Университета «СИНЕРГИЯ» 

Статья опубликована в журнале «Право и Практика», № 3/2016

УДК 008