Ключевые слова: социальная экология, мировоззрение, эффективность образования, социум, методология, экологизация образования, ценностные ориентации, экологическая грамотность.

Эффективность современного образования в России автор связывает с освоением социально-экологической парадигмы. Социальная экология включает комплекс наук, раскрывающих разные грани взаимодействия человека с социумом и природой. В этой парадигме раскрывается новая картина мира и новые качества человека, необходимые для формирования востребованных сегодня компетенций. Подчеркнуто, что социальная экология связывает эффективность образования не столько с введением в его систему новых технологий, сколько опирается на изменение ценностей и целей, стоящих сегодня перед современным российским обществом.

IVANEEV S.V.

SOCIAL AND ENVIRONMENTAL WORLDVIEW AS A FACTOR OF AN EDUCATION EFFICIENCY IN RUSSIA

Keywords: social ecology, worldview, efficiency of education, society, methodology, education greening, values, ecological literacy.

The efficiency of modern education in Russia is connected by the author with the development of the socio-ecological paradigm. Social ecology includes a complex of sciences, revealing different facets of human interaction with society and nature. In this paradigm, there is a new picture of the world revealed as well as the new human qualities, which are necessary for the formation of competencies demanded today. The author emphasizes, that social ecology connects educational efficiency not that much with the new technologies involved in its system, but mostly with the need for change of the values ​​and goals in the contemporary Russian society.

В современных условиях образование приобретает значение важного стратегического ориентира, который определяет уровень современности нашей страны, ее возможностей продуцировать и осваивать инновации. Но освоение требований системы образования, внедрение в общество его результатов должно опираться на эффективность различных форм и направлений деятельности – от экономики и политики, до управления и культуры. Эффективность самого образования на основе этого становится завершенной – не только по своим средствам и методам, но и по уровню своего взаимодействия с обществом.  Если считать, что эффективность – это достижение полного соответствия друг другу разных аспектов деятельности как условия общей координации между целями и средствами, то эффективность образования – выступает как оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию соответствия поставленным социальным целям.

Эффективность образования – весьма сложное понятие, в которое входит соотношение субъективного и объективного, личностного и общественного, фактического и нормативного, традиций и современности. Поскольку целью высшего профессионального образования является формирование общих и специальных компетенций, то именно эффективность здесь является важнейшим условием перевода многообразного общественного содержания и личного опыта в требуемые компетенции. Это предполагает переработку самых разных уровней связи человека с внешней средой – мировоззренческого, гражданского, социального, культурного, профессионального, и их особый синтез, результатом которого и становится личность специалиста и гражданина страны.

Сегодня эффективность образования требует включения еще одного уровня – социально-экологического, который выражает высокий культурный уровень освоения природы, отношения специалиста к окружающей среде, ответственность за требуемые параметры экологической ситуации. Социальная экология охватывает комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. (Т.А. Акимова и В.В. Хаскин). А.А.Горелов определяет социальную экологию как «научную дисциплину, которая изучает взаимоотношения человека и природы в их комплексе». [1. C. 39]. Именно универсальность социальной экологии, ее актуальность предопределяет то, что эта дисциплина начинает изучаться еще на дошкольном уровне обучения, переходя на уровень школьного и специального образования.

Не вдаваясь в конкретное рассмотрение дисциплин социально экологического цикла, рассмотрим наиболее общий его уровень освоения – философско-мировоззренческий. Исследуя его сущность и роль  в современной науке, Э.В.Баркова показывает: «Экофилософия – направление философского знания, ориентированное на исследование универсального отношения «человек – мир» на основе экологического императива, и в этом смысле она   конституируется как всеобщая форма самоопределения и самоидентификации современного человечества.    В соответствии с ее логикой ценностно-гуманитарное освоение современного мира на основе экофилософского мировоззрения может осуществляться таким образом, чтобы статус человека, или место человека в мире, сохранял свою нормативную сущность. [2. С.110].

 Мировоззрение, которое определяет соответствующую картину мира, позволяет рассматривать конкретные связи, структуры и отношения с позиций целостности, обеспечивая понимание природы и сущности более конкретных соотношений, процессов и структур. [3].

И здесь возникает важный момент: социально экологическое мировоззрение уже не выступает какой-то «частью» той современной установки на мир, которая сформировалась еще в новое время и, на основе огромного авторитета и традиций науки, продолжает считать природу всего лишь ареной активной преобразующей деятельности человека. Результаты практического осуществления этой позиции сегодня выражены в сложной экологической ситуации, в нерешенности глобальных проблем современности, в росте затрат на защиту природной среды и т.д.

Понятно, что простое включение социальной экологии в общую систему преподавания с ее подчинением современным прагматическим и техногенным установкам лишает образование важной перспективы – обеспечения перспектив для существования будущих поколений. Следовательно, современное образование, при всей его технологической обеспеченности, теряет свою эффективность и связанную с ней инновационность. Поэтому социальная экология как особый фактор достижения российским образованием своей эффективности должна быть выделена и рассмотрена отдельно.

Пути включения проблематики социальной экологии в систему образования уже рассматриваются в современной литературе. Так, Н.В.Морозова пишет:  «Мы рассматриваем экологизацию содержания профессионального обучения как процесс совершенствования (обновления, перестройки) реализуемых в учреждении образовательных программ или создание новых программ, направленных на овладение будущими специалистами экологической составляющей содержания образования, усвоение которых призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества». [4. C. 301]. При этом сам процесс экологизации образования рассматривается как: включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, экологизация среды образовательного учреждения, экологизация взаимоотношений учитель-ученик; транслирование в содержание учебного предмета экологического стиля мышления, а не фактов, относящихся к объектной области экологии; насыщение содержания образования экологическими знаниями, выработка экологической культуры, умений и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики; процесс ценностно-ориентированного влияния экологии как комплексной, интегративной науки на различные сферы жизнедеятельности, в частности на дисциплины специализации.

Несмотря на интересные идеи о путях формирования экологической грамотности и культуры, здесь отсутствует мировоззренческое содержание экологизации образования, в свете которого была бы раскрыта эффективность и взаимодействие указанных направлений. Более близкой к нашей теме является позиция Е. Хабаровой, И. Орловой, и В. Соломонова, которые отмечают, что «практикуемые сегодня принципы экологического поведения индивидов, социальных групп и общностей вплотную подводят к необходимости формирования высокой экологической культуры нового типа, что предполагает превращение специфических экологических ценностей и норм во всеобщие нормы и ценности культуры».[5].

Четкое представление о факторах, детерминирующих экологическое поведение индивидов и их групп, воплощенное в экологической культуре, по утверждению канадского социоэколога А. Дренгсона, должно привести к формированию принципиально новой мировоззренческо-культурно-деятельностной системы, которую он назвал «экософией», т.е. экологической мудростью. Эта доктрина основана на признании абсолютной ценности всего живого, предусматриваетгармонию человека, мыслящего и чувствующего планетарно, со всеми созданиями природы и реализацию этой гармонии в повседневной жизнедеятельности [5].

Приоритет экологического императива будет способствовать ориентации в выборе возможных направлений поведения, превращаясь в важнейшее условие социально ориентированной экологической политики.Осуществление принципов экологической политики и ее программных целей требует широких и организованных действий в области образования по охране и улучшению окружающей среды [6]. Задача высшей школы - готовить специалистов, наделенных достаточной квалификацией для одновременного решения профессиональных и управленческих вопросов в конкретных отраслях производства, а также в системе хозяйствования государства или даже планеты в целом. Природоохранное образование -необходимый элемент общей культуры современного человека.Подобный подход должен обеспечивать специалисту ближайшего будущего его востребованность [5. C.96-97].

Необходимость ценностно-мировоззренческой обеспеченности обучения социальной экологии хорошо просматривается в позиции Г.П.Сикорской, которая пишет: «Российская система образования, на наш взгляд, подошла к «точке бифуркации» — глубокому кризису, о чем свидетельствуют следующие факторы:

  • резкое снижение нравственно-этического потенциала образования;
  • слабое влияние образования на общий культурный уровень населения;
  • падающий в обществе интерес к образованности человека;
  • исчезающие из повседневности понятия высокой нравственности, ответственности, чести и совести, этической оценки своих действий по отношению к природе и обществу, а также своего поведения в межличностных взаимодействиях;
  • низкий международный рейтинг университетов России;
  • неудачи и незавершенность многочисленных реформ общего образования;
  • предающиеся забвению традиции российской школы и многие другие явления.

Современная система образования, несущая «суперответственность» за будущее государства, поскольку от этой системы зависит решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения, нуждается в поисках новых концептуальных идей и методологических оснований, способных усилить духовно-нравственную сторону образования. Наиболее продуктивные, своевременные и стратегически верные для будущего образования России идеи мы видим в концепции «русского космизма», идейная платформа которого оформилась еще в XIX веке».[7. C.72-73].

Почему же экологическое мировоззрение непосредственно связано с ростом эффективности современного отечественного образования? Во-первых, на его основе раскрывается экофилософская парадигма, в которой основным отношением к миру становится не присвоение и потребление ресурсов природы и связанных с этим новых технологий, но гармонизация отношений природы и общества в контексте становления глобального планетарного сообщества. Эта парадигма переводит массу людей из состояния тех, кто присваивает готовые результаты деятельности, будучи фактически выведенным за саму эту деятельность, а вместе с этим – и за рамки ответственного отношения к своей стране, в состояние творческого продуктивного социального слоя, нацеленного на всестороннее развитие страны. С другой стороны - здесь формируется такая важная современная компетенция (кстати, пропущенная в современных образовательных стандартах), как умение, потребность и способность формировать партнерские связи и отношения на основе диалога, соучастия.

Во-вторых, экофилософское мировоззрение ориентировано на тесную связь настоящего (и даже его зависимость) от формирования устойчивого будущего, которое выступает проявлением стратегии гармонического развития природы и общества на основе коэволюции. Это в значительной мере повышает статус культуры и духовности в самом образовании – а именно их снижение и отмечают исследователи, рассматривая кризис современной образовательной системы, ухудшение ее эффективности и качества. Падение интереса к самому образованию в нашем обществе – это не только результат культивирования воздействия массовой культуры и потребительской идеологии. Во многом – это проявление исчерпанности той системы образования (на всех его уровнях), которая сложилась в рамках парадигмы модерна, размежевания естественных и гуманитарных наук при подчинении вторых первым. Сегодня требуется переосмысление самого феномена образования, которое следует понимать, как основу существования человека в координатах современности, как его способность выявлять и понимать современные проблемы не только своей страны, но и различные аспекты процесса глобализации и связанной с этим личной и коллективной ответственности наших граждан.

И если понимать эффективность образования как соответствие его результатов поставленным обществом и государством целям, то важным критерием такой эффективности становится духовно-нравственное и социально-культурное обновление человека на основе экофилософской парадигмы. В рамках последней образование значительно меняет свои результаты и связанное с этим содержание, его методологическое и методическое обеспечение. Увлечение современной средней и высшей школы возможностями компьютерных технологий, конечно, - важная задача и тенденция современного образования. Но когда она привязана к ценностям техносферы, не замечая происходящей при этом дегуманизации личности, социального, культурного, морального отчуждения людей в современной информационно-коммуникативной среде, эти технические новации не ведут к подлинной эффективности обучения. [8. С. 123]. Лишь в комплексе с целостным мировосприятием, ориентированным на гармонизацию социоприродного бытия, компьютеризация образования начинает работать на повышение его эффективности. [9]

Итак, мировоззренческий вектор социальной экологии сегодня еще не осмыслен во всей своей значимости для повышения эффективности отечественного образования. Но современные исследования в сфере социальной экологии, философии образования, экологии коммуникаций, философии культуры, педагогики показывают, что здесь усиливается статус мировоззрения, что и подтверждает актуальность и общественную востребованность проблематики, которой посвящена данная статья.  

Литература и источники

  1. Горелов А.С. Социальная экология: учеб. пособие / А.А. Горелов. – 2–е изд.: Флинта: МПСИ; Москва; 2008 - 276 с.
  2. Баркова Э.В. Экофилософия как ответ на гуманитарные вызовы эпохи: к вопросу о предпосылках становления «зеленой» культуры России и мира // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. 2014. Т. 3. C 110   С. 109-116.
  3. Баркова Э.В.Экофилософская картина мира в проблемном поле современного познания // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
  4. Морозова Н.В.  Экологизация образования как средство формирования экологической культуры// Фундаментальные исследования. № 3 (часть 2).  2012. С.300-304.
  5. Хабарова Е., Орлова И., Соломонов В. Экологизация образования в многоуровневой системе // Высшее образование в России. 2002. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologizatsiya--v-mnogourovnevoy-sisteme (дата обращения: 10.01.2017).
  6. Цит. по: Маркович Д.Ж. Социальная экология. -М., 1997.
  7. Сикорская Г.П.Ноосферный вектор в образовательной парадигме XXI века. //Научный диалог. 2012. Педагогика. Вып. 5. С. 71-80
  8. Баркова Э.В. Творческая природа человека как проблема реконструктивной философской антропологии // Общество и человек.
  9. Бузская О.М. Экология коммуникаций в обеспечении устойчивого развития современной России // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. М.: МНЭПУ, 2015. Т. 4. С. 126-131.

            ИВАНЕЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – кандидат юридических наук, доцент кафедры Конституционного и международного права Университета "СИНЕРГИЯ"