petrash

Ю.Г. Петраш (1930-2013)

 

Аннотация: автор в своей статье заявляет о необходимости не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира.

Ключевые слова: ислам, мусульмане, свобода совести, светскость, религия, фашизм, терроризм.

 

… 29 февраля 2008 года. Рязань.

В огромном зале государственного педагогического университета им. С.А. Есенина проходит Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня основания РККА. В зале в основном десантники Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова.

С Кораном и со своей книгой «Ислам» выходит к рядам слушателей Петраш Юрий Григорьевич, доктор философских наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны, известнейший ученый-исламовед и начинает доклад с показа социально-исторических истоков современного фундаментализма и терроризма под флагом ислама, обращаясь к истории создания Корана, отразившего в своем содержании социальные интересы раннефеодальных слоев становившегося арабского халифата.

И тут буквально вскакивает со своего места некий гражданин, оказавшийся членом Общественной палаты Рязанской области, перебивая доклад:    «Я как мусульманин протестую против критики Корана. Второй раз мне приходится делать это публично с требованием не касаться священного Корана. Как вы смеете судить о Коране, а еще профессор …».

 В наступившей в зале тишине автору данной статьи пришлось встать на защиту своего учителя и близкого друга, публично обратившись к протестующему с просьбой быть толерантным и уважать точку зрения докладчика, тем более к которому прислушивался даже В.Жискар д’Эстен, бывший президент Французской Республики по вопросу противодействия хулиганствующим арабам-мусульман и с которым ученый-исламовед состоял в личной переписке. Но он снова вскочил со словами, будто профессор не знает, что «ислам – самая миролюбивая религия, название которой происходит от понятия «салам» – мир вам…. Не знаете вы и того, что джихад в исламе – это вовсе не призыв к войне, а обращение к помощи бедным …».

Тираду истового мусульманина автору совместно с организатором конференции удалось приостановить. Ход доклада был изменен и направлен в русло ответа на парадоксальные утверждения о миролюбии ислама и терроризме, к которому «религия пророка» не имеет будто бы никакого отношения. Этой тирадой возбужденный мусульманин пытался вывести ислам из тени терроризма и выставить его некой «особой» религией.

Напрасно. Бурная и полная трагизма история человечества не выработала ни идеальной идеологии, ни такого же рода религии. Единственным утешением после сорванного выступления для заслуженного ученого Петраша Ю.Г. явились громкие овации участников конференции и просьбы военнослужащих и работников культуры г. Рязани поставить личный автограф на его книге «Ислам».

Приведенный автором настоящей статьи, имевший место эпизод в Рязани наглядно демонстрирует, что даже попытка (выделено мною, И.С.) привлечь внимание общества к мусульманскому экстремизму пресекается на корню мусульманскими ортодоксами.

А что будет завтра?

 

Наверное, то же, что произошло в Джорджтауне, где Bat Ye’or, крупный специалист по этой проблеме, захотела прочесть лекцию перед студентами, и тогда организованные группы арабов-мусульман сорвали ее выступление, выкриками и шумом не давали ей говорить. А вместо того, чтобы ее защитить, студенты, евреи и христиане позднее извинялись за ее «взгляды», которые, с их точки зрения, были «недостойными» и «отвратительными». «Но ведь Bat Ye’or – знаменитый историк, сегодня это самый крупный эксперт в мире по проблеме положения меньшинств в мусульманских странах с древнейших времен и по сегодняшний день»[1].

И мы были не в Джорджтауне, а в самом центре России, которая пока еще является светским государством.

Очевидно, что для мусульманского мира абсолютно неприемлемым является отчетливо светский характер процессов глобализации и даже зачастую ее атеистическая направленность[2]. Мусульманская мысль часто рассматривает исламские ценности в качестве едва ли не единственного оппонента материалистической и атеистической глобализации[3].

 Сегодня мы наблюдаем самый настоящий всплеск мусульманского экстремизма, который разжигает чувства религиозного фанатизма, исключительности ислама и необходимости утверждения его господства во всем мире. При этом на все лады превозносится Коран как «книга книг», пропагандируется система обучения молодежи на его мировоззренческих основаниях, внушаются идеи о превосходстве «мусульманской цивилизации» и отделения ее от остального мира.

Антиобщественная деятельность мусульманского экстремизма многообразна, но едина: превознести ислам как высшую модель духовной культуры, соответствующей интересам человека и мирового человечества в целом. И для достижения этих целей, считают мусульманские экстремисты, все средства хороши. В том числе и терроризм.

Конечно, мы имеем права на анализ и критическую оценку любой религии, в том числе и ислама, так как для человеческого разума нет запретных тем. Человек велик своими знаниями, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше подтверждается необходимость овладения людьми достоверными, научными знаниями о мире и его законах, в том числе и социальных. При этом представления о религии никак не могут ограничиваться уровнями прошлых веков или убеждениями богословов. История научного религиоведения свидетельствует о том, что эта область исследований дала и дает достоверные знания о религии.

Всякая религия не толерантна по своей доктринальной и эмоциональной сути. Религия признает истинной веру только в «своего бога», а саму систему его культа единственно «правильной», выводя критерии истинности веры за пределы естественного порядка вещей. Религия с неумолимой для нее неизбежностью признает остальные в лучшем случае ошибочными, неполноценными, а то и прямо враждебными вплоть, что в ряде случаев ведет к открытым призывам уничтожать иноверцев, как, например, это следует из принципа джихада. Открытая или скрытая за богословскими спорами межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, разрушающим этнонациональные, а нередко и межгосударственные отношения.

Как справедливо заметил Р.Я. Эмануилов: «В силу целого ряда субъективных и объективных причин именно мусульманская религия чаще всего рассматривается сегодня в контексте проблем экстремизма и терроризма в современном мире, так же, как и терроризм зачастую помещается в контекст ислама»[4].

Наблюдая за тем, как исламские экстремисты в Европе в последние годы все чаще используют как грузовые, так и легковые автомобили в качестве орудия терактов и нападают на мирных и безоружных людей с ножами, становятся понятными эти антигуманные акции новых фашистов XXI века после интервью одного из руководителей Аль-Каиды, египтянина Альмана Зауахири, который дал следующее определение исламских земель, которые нужно освобождать от неверных: «исламские земли – это те земли, на которые хотя бы раз ступила нога мусульманина»[5].

Давая сегодня оценку религиозно мотивированному терроризму как современному проявлению фашизма, приведем высказывание д-ра Бассам Абу Абдалла (Дамаск), лучше всех понявший чуму XXI века – религиозный фашизм: «…это религиозный фашизм исламского толка, распространяющийся по всему миру. Что характерно, он выступает рука об руку с западным империализмом во главе с Соединенными Штатами. Этот альянс наметился еще в восьмидесятых годах прошлого века, когда Вашингтон попросил Саудовскую Аравию о помощи для противодействия Советскому Союзу в Афганистане, поскольку сам ввязываться в прямое столкновение с Москвой, грозящее новой мировой войной, не намеревался. Тогда, с подачи американцев и западноевропейцев, на вооруженную борьбу с Советами были рекрутированы тысячи религиозных экстремистов. Позже этот альянс реализовывал проект «Большого Ближнего Востока», разжигая войны для смены режимов в регионе. Результат этой «работы» мы видим сегодня на примере Йемена, Ливии, Ирака, Сирии и Ливана, где был применен весь арсенал «мягкой силы» и приемов психологической войны. Разумеется, параллельно были задействованы десятки тысяч так называемых «джихадистов» со всех концов света: их призвали обслуживать интересы западного империализма, в том числе и французского»[6].

Таким образом, необходимо не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира.

Это – во-первых.

Во-вторых, не обольщаться богословской исламистской пропагандой, скрывающей за слащавой упаковкой и спекулирующей на реальных бедствиях людей отжившие, неприемлемые, а подчас и человеконенавистнические с точки зрения современных морально-правовых норм призывы к насильственным действиям и нарушению мирных отношений между различными культурными и религиозными общностями.

Важно видеть и тот политико-идеологический подтекст, который заключает в себе религиозная пропаганда. За ней всегда скрывается желание навязать себя государству и вместе с тем нажить себе определенный экономический и социальный капитал. 

Библиографический список:

 

  1. Хью Фитцжеральд Политические аспекты ислама (Ислам против «неверных») http://www.evangelie.ru/forum/t5103.html
  2. Сюкияйнен Л.Р., «Глобализация и исламский мир: оценка современной мусульманской правовой мысли» / Леонид Сюкияйнен; Институт востоковедения РАН. – М.: Изд. Дом Марджани, 2012. – 88с.
  3. Там же.
  4. Эмануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Террор во имя веры: религия и политическое насилие. – М.: Мосты культуры, 2011. – 344 с.
  5. Игнатенко А.А. «Исламский экстремизм в Европе и на постсоветском пространстве: выработка концептуального дискурса» // Этноконфессиональные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. 2010.
  6. Религиозный фашизм исламского толка. д-р Бассам Абу Абдалла. http://islamio.ru/news/policy/religioznyy_fashizm_islamskogo_tolka/

 

Иванеев Сергей Васильевич

кандидат юридических наук,

доцент кафедры Конституционного и международного права Университета «СИНЕРГИЯ» (г. Москва),

президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»

 

[1]Хью Фитцжеральд Политические аспекты ислама (Ислам против «неверных») http://www.evangelie.ru/forum/t5103.html

[2] Сюкияйнен Л.Р., «Глобализация и исламский мир: оценка современной мусульманской правовой мысли» / Леонид Сюкияйнен; Институт востоковедения РАН. – М.: Изд. Дом Марджани, 2012. – 88с.

[3] Там же.

[4] Эмануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Террор во имя веры: религия и политическое насилие. – М.: Мосты культуры, 2011. – 344 с.

[5] См. подробнее: А.А. Игнатенко «Исламский экстремизм в Европе и на постсоветском пространстве: выработка концептуального дискурса» // Этноконфессиональные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. 2010.

[6] Религиозный фашизм исламского толка. д-р Бассам Абу Абдалла. http://islamio.ru/news/policy/religioznyy_fashizm_islamskogo_tolka/