«Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть,

      сделать обстоятельства человечными»

К. Маркс и Ф. Энгельс

 

Аннотация: статья посвящена обоснованию содержания и востребованности принципа объективности рассмотрения как необходимого элемента в аргументации и доказательства истины в военно-правовой науке.

Ключевые слова: принцип объективности рассмотрения, доказательство истины, свобода совести, религия,  светскость, гуманизм.

 

Современный этап развития военно-правовой науки требует уделять особое внимание фундаментальным проблемам методологического характера как исходным условиям достоверности научных знаний, проблемам, связанным с расширением методов научного исследования правовых явлений, совершенствованием их познавательного инструментария, а также с определением специфических путей познания и способов получения результатов исследований[1].

Теоретические исследования в области военного права являются необходимым теоретическим фундаментом всех других исследований в данной сфере, поскольку они «отражают закономерные и необходимые связи между нормами и институтами отрасли права, раскрывают сущностные, устойчивые признаки, свойства регулируемых общественных отношений, механизм реализации норм права, причины и закономерности функционирования и развития предмета этой отрасли права»[2].

Развитие современной военно-правовой науки, дальнейшая глубокая разработка фактически всех направлений и областей военно-научного знания настойчиво выдвигают в число актуальных проблему достаточного научного обоснования истинности получаемых военными теоретиками и практиками знаний, т.к. доказательство в научном познании играет определяющую роль в достоверности научной гипотезы, принятии ее и превращении в теорию, в обосновании и развитии самой теории в процессе военно-научного познания.

Обращение к логическому аспекту истины – это, по сути дела, обращение к процессу ее освоения со стороны законов, форм, методов, приемов и операций логического мышления, связанного с практическими действиями, это обращение к «механизму» движения знания от возможно истинного к достоверно истинному, это обращение к тому действительному процессу овладения истиной, в котором находит реальное воплощение связь гносеологии с логикой и во всей полноте проявляется  методологическое значение логики по отношению к научному познанию, т.е. обращение к процессу доказательства истины[3].

В конечном итоге обращение к логическому аспекту истины – это обращение к логике как науке о мышлении, постигающем истину.

Зададимся вопросом: сможем ли мы, военные юристы, уделять особое внимание фундаментальным проблемам методологического характера в условиях нарушения свободы совести в органах военного управления для преодоления национального эгоизма, религиозной исключительности и превосходства, сочетая национальные и международные интересы, и что делать?

Общепризнанно, что в XXI веке необходимость формирования правового механизма реализации свободы совести для каждого человека в современном правовом государстве, имеющем целью построение открытого гражданского общества и учитывающем глобальные тенденции в области прав человека, требуют «коренной научной ревизии и демократической реформы основополагающих принципов и понятийного аппарата в сфере свободы совести»[4].

К огромному сожалению, клерикализация органов власти и государственного управления, армии, силовых структур и, наконец, системы государственного образования является одной из главных составляющих современной версии сакрализации власти[5].

Мы, военные юристы, прекрасно понимаем, что только освобождение от демонстративного «окормления» православными священниками верующих солдат, разработка общей для верующих и неверующих культурной программы светского характера помогла бы, на наш взгляд, сплотить военнослужащих. Все это сказывается и на настроениях российских солдат, прибывших в армию из регионов распространения ислама. Многие из них не сомневаются в исключительности ислама и в особом достоинстве принадлежности к мусульманскому сообществу. Однако, методы работы с кадрами воинов, исповедующих ислам, до сего дня не являются эффективными. Более того, они иногда усугубляются, казалось бы, непредвиденными факторами в практике религиозного воспитания в армии. К неблагоприятным последствиям в сознании и поведении молодого мусульманина приводит культивирование православия в той же войсковой части.  Внедрение православных священников в жизнь воинских частей сгущает религиозную атмосферу, вызывая   невольную неприязнь и той, и другой стороны друг к другу. А ведь одной из причин неблагополучных взаимоотношений солдат – последователей ислама и православия – в данном случае (вероятно, и в других) является отступление от закона о светском характере государства и его учреждений. Нарушаются права личности – страдают интересы общества, и наоборот: всё взаимосвязано.

Несколько лет назад министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на круглом столе «Армия и общество» на форуме «Армия-2015» заявил, что Минобороны РФ планирует заказать научно-исследовательскую работу на тему общества и «цветных революций», чтобы не допустить повторения событий 1991 и 1993 годов. В качестве примера таких революций он назвал «арабскую весну». «Кто-то говорит, что армия должна быть в стороне, и не включена в политические процессы, кто-то говорит - наоборот. Мы такую работу будем заказывать, такие поручения будут даны», - сказал глава оборонного ведомства. Он отметил, что военным нужно не произведение на вольную тему, а глубокая исследовательская работа[6].

Данное решение министра обороны РФ в настоящее время особенно важно, т.к. сегодня в пространстве философии и науки доминируют тенденции отказа от принципа связи фундаментального и прикладного знания о человеке и концепции гармонического развития всех сторон культуры и природы человека.

Также, к огромному сожалению, доминирует сложившаяся в военно-правовой науке тенденция нигилистического отношения к философскому осмыслению правовых феноменов и непрофессиональным использованием соответствующих гносеологических средств познания, что приводит зачастую к внедрению в органы военного управления иррационалистических и мистических тенденций, превратных идеологических мифов, различного рода социальных суеверий, которые отражают духовную деградацию общества, его интеллектуальную и моральную нищету.

         Среди военных юристов распространилось негласное и весьма антинаучное мнение, что правовая сфера не нуждается в общетеоретических изысканиях, обобщениях, возвышающихся над социальной, в том числе и правовой, практикой. По словам крупного специалиста по философским проблемам юридической науки, социального планирования и управления, теории государства и права Д.А. Керимова: «Тем самым фактически воспроизводится давно отвергнутая прогрессивной юридической наукой нормативистская теория права, «чистое учение о праве», на основе которой все усилия ученых-юристов сосредоточиваются лишь на изучении давно известных положений, например, о нормах права, правоотношениях, толкованиях законодательных установлений и т. д. В результате правоведение оказывается изолированным не только от науки вообще, но и от глобальных, фундаментальных проблем жизнедеятельности общества. Вместо решения этих проблем ученые-юристы заняты разработкой преимущественно частных тем, смягчающих постоянно возникающие социальные напряжения, юридические конфликты, нередко, так или иначе, приспосабливаясь к ним»[7].

Сегодня в эпоху глобализации встает вопрос о нашей новой методологии, которая будет соответствовать новым трендам XXI века и ей может быть только экофилософия – направление современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека[8].

Одним из ключевых аспектов экофилософии является утверждение и развитие в ней идеи бытия, не ограниченной бытием сознания, в силу чего жизнь и потенциал – а потому и ценность - человека в этой логике предстает как пространство концентрации всего многотысячелетнего развития мироздания, Земли и многомерности ее культуры в единстве их всеобщности и форм единичных феноменов.

Этот взгляд на человека и человеческий капитал существенно отличает экофилософию от доминирующих сегодня в пространстве философии и науки тенденций, центрированных идеями принципиального отрицания всеобщей универсальной эволюции, отказа от принципа связи фундаментального и прикладного знания о человеке и концепции гармонического развития всех сторон культуры и природы человека[9].

По словам Э. В. Барковой: «…открыто антипозитивистская, а с конца XX века анти-постмодернистская, программа экофилософии утверждает и обосновывает идею целостности всей человеческой, природной и культурной истории – основы, которая в снятом виде детерминирует человеческий капитал»[10].

Русский писатель и религиозный философ Д.С. Мережковский в начале XX века был абсолютно прав, когда показывал, что следующим шагом развития мещанства будут милитаризм и шовинизм, и сегодня мы в России повсеместно наблюдаем разгул религиозного шовинизма под видом внедрения «духовности», и курс на милитаризацию, где мировые расходы на оборону в 2018 году вырастут на максимальную за десять лет величину и обновят рекорд со времен окончания холодной войны. Об этом свидетельствует ежегодный обзор Jane’s Defence Budgets, выпускаемый британской аналитической компанией IHS Markit[11].

Возникает вопрос: какими принципами должен сегодня руководствоваться субъект военно-научного познания, осуществляющий процесс доказательства истины в условиях кризиса современного конституционализма, когда в органах военного управления нарушается конституционный принцип светского государства и равноправия религиозных конфессий, что гарантировано 14-ой статьей Конституции РФ?

Анализ показывает, что система таких принципов для современной военно-правовой науки определяется, с одной стороны, рассмотренной логико-гносеологической природой доказательства истины, с другой стороны, спецификой самого военно-научного познания, его конкретно-предметной областью. К принципам, отражающим преимущественно гносеологическую природу доказательства истины в военно-научном познании, относятся принцип определяющей роли военной практики и принцип единства теории и практики; к принципам, отражающим преимущественно логическую природу доказательства истины, относятся принцип достаточного основания и принцип полноты и конкретной завершенности доказательного процесса; особое значение имеет принцип социально-политического подхода в доказательстве истины военно-научных идей[12].

Таким образом, решение проблемы обеспечения истинности военно-научных знаний в российской армии XXI века, обоснование содержания и востребованности принципа объективности рассмотрения как необходимого элемента в аргументации и доказательства истины в военно-правовой науке сегодня возможно только методологией экофилософии – направлением современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека.

В заключение своей статьи хотелось бы процитировать выдающегося немецкого философа-гуманиста, Людвига Фейербаха: «Истинная свобода – лишь там, где человек свободен также и от религиозных предрассудков; истинное образование – лишь там, где человек возвысился над своими религиозными предрассудками и воображением»[13].

              

Сергей Иванеев,

       кандидат юридических наук,

доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» НОЧУ ВО «Московский экономический             институт»,

президент некоммерческой организации

   «Ассоциация граждан XXI века за развитие

                                                      светскости и гуманизма»

                                                       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

THE OBJECTIVITY PRINCIPLE OF REVIEWING THE LOGIC OF MODERN MILITARY SCIENCE

 

Annotation: the article is devoted to the substantiation of the content and relevance of the principle of objectivity of consideration as a necessary element in the argumentation and proof of truth in the military legal science.

Keywords: the principle of objectivity of consideration, the proof of truth, freedom of conscience, religion, secularism, humanism.

Bibliography:

 

  1. "Introduction to the theory of military law (monograph)" (V. Koryakin) (Russian military law collection n 9: Military law in the 21st century. Series "Law in the Armed Forces - Consultant". "For the rights of military personnel , 2007).
  2. Syryh V.M. The logical foundations of the general theory of law: In 2 vol. M., 2004. T. 2: The Logic of Legal Research. Pp. 116.
  3. Davydov V.S. The problem of proving the truth in the military-scientific knowledge (Logical and epistemological analysis). WPA them. IN AND. Lenin. M., 1986. p. 183.
  4. Freedom of conscience: problems of theory and practice. Monograph (edited by FM Rudinsky, SA Buryanov). M .: ZAO TF "MIR", 2012. _ 1120 p.
  5. S.A. Buryanov. Anti-constitutional trends in the clericalization of the state education system in Russia. Almanac "Light Union". http://razumru.ru/humanism/svs/03.htm
  6. RIA Novo-sti https://ria.ru/defense_safety/20150619/1079035580.html
  7. Kerimov D.A. Methodology of law: subject, functions, problems of the philosophy of law. - 6th ed. - M .: Publishing house of SSU, 2011. - 521 p.
  8. Barkova E.V. Strategies for the Development of Ecophilosophy: Towards a New Humanitarian Breakthrough // Law and Practice. 2017. No. 4. P. 188-197.
  9. Barkova E.V. Human capital in the projection of ecophilosophy: to the analysis of the “Coming Ham” D.S. Merezhkovsky. Number: 9 (117) Year: 2018 Pages: 37-47.
  10. Merezhkovsky D.S. Coming Ham // Merezhkovsky DS Collected Works. The coming ham. - M .: Republic. 2004. - 480 p. // http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0080.shtml
  11. Read more at RBC:

https://www.rbc.ru/politics/18/12/2017/5a37b0ed9a79473d41df7bfe

  1. Davydov V.S. The problem of proving the truth in the military-scientific knowledge (Logical and epistemological analysis). WPA them. IN AND. Lenin. M., 1986. p. 183.
  2. L. Feuerbach. Lectures on the essence of religion // L. Feuerbach. Selected philosophical works. M., 1955. T 2.

Sergey Ivaneev,

                    PhD in Law,

Associate Professor of the Department “State and Legal Disciplines" NIGHT IN   "Moscow Economic Institute",

President of a non-profit organization

    “Association of Citizens of the 21st Century for the Development

         secularism and humanism"

            Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

[1] «Введение в теорию военного права (монография)» (Корякин В.М.) (Российский военно-правовой сборник n 9: Военное право в xxi веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». «За права военнослужащих», 2007).

[2] Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. М., 2004. Т. 2: Логика правового исследования. С. 116.

[3] Давыдов В.С. Проблема доказательства истины в военно-научном познании (Логико-гносеологический анализ). ВПА им. В.И. Ленина. М., 1986. С. 183.

[4] Свобода совести: проблемы теории и практики. Монография (под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова). М.: ЗАО ТФ «МИР», 2012. _ 1120 с.

[5] С.А. Бурьянов. Антиконституционные тенденции клерикализации государственной системы образования в России. Альманах «Светский союз».  http://razumru.ru/humanism/svs/03.htm

[6] РИА Новости https://ria.ru/defense_safety/20150619/1079035580.html

[7] Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. – 6-е изд. – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 521 с.

[8] Баркова Э.В. Cтратегии развития экофилософии: к новому гуманитарному прорыву// Право и практика. 2017. № 4. С. 188-197

[9] Баркова Э.В. Человеческий капитал в проекции экофилософии: к анализу «Грядущего хама» Д.С. Мережковского. Номер: 9 (117) Год: 2018 Страницы: 37-47.

[10] Мережковский Д.С. Грядущий Хам //  Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Грядущий Хам. – М.: Республика. 2004. – 480 с. // http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0080.shtml

[11] Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/politics/18/12/2017/5a37b0ed9a79473d41df7bfe

[12] Давыдов В.С. Проблема доказательства истины в военно-научном познании (Логико-гносеологический анализ). ВПА им. В.И. Ленина. М., 1986. С. 183.

[13] Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т 2.