ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СЕКРЕТАРЮ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Н.П. ПАТРУШЕВУ

                          

Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации

                          генералу армии

                                 Герою Российской Федерации

                                Н.П. ПАТРУШЕВУ

                             107031, г. Москва, Лубянская пл., дом 2

                           от Иванеева Сергея Васильевича, президента НКО

                          «Ассоциация граждан XXI века за развитие

                                светскости и гуманизма»

                                Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

                                               

Уважаемый Николай Платонович!

Общеизвестно, что современный западный мир от имени его правительств неоднократно заявлял и заявляет о несправедливом распределении мировых природных ресурсов, значительная часть которых исторически принадлежит России. Концепция «нарождающейся планетарной цивилизации» с ее идеями «мировых» парламента и суда вполне созвучна претензиям на использование наших природных и человеческих ресурсов, когда правительство США решит, что ресурсы его страны истощены. Исходя из этого, все содержание учебного процесса в органах военного управления должно быть направлено на формирование у офицеров более цельных взглядов на сложный характер военных, прежде всего боевых действий будущего и глубокое изучение ими наиболее перспективных форм и способов вооруженной борьбы. Только при таком подходе можно обеспечить успешное решение важнейшей задачи военного образования - дать базовую подготовку и сформировать современное научное мировоззрение военного руководителя, способного рассматривать войну, операцию (бой) или сражение в целом, т.е. как систему и создавать новое, а затем четко управлять войсками в самой сложной, быстро меняющейся обстановке.

Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма с момента своего создания в 2014 году активно принимает участие в осуществлении социально-направленной деятельности по формированию мировоззрения военнослужащего XXI века, основанного на ценностях гуманизма и светскости, декларированных ЮНЕСКО, в целях содействия формированию, структурированию и умножению светского сектора гражданского общества, т.к. в России массовая религиозность граждан является потенциальным источником конфликта, т. к. всякая религиозная система, как результат антагонистических социальных условий, в своём содержании имеет (и сохраняет) недружелюбное, а то и откровенно враждебное отношение к другим религиям. Это отношение, принимая гипертрофированные формы, может экстраполироваться на целые сообщества, находящиеся вне данного религиозного культа, что особенно очевидно и опасно, когда в казарме противостоят друг другу военнослужащие, разделяющие иные религиозные убеждения.

 

Мною ранее направлялись заявление Президенту Российской Федерации В.В. Путину[1] и жалоба в Главную военную прокуратуру России[2] о том, что серьёзным препятствием на пути реализации свободы совести в органах военного управления является введение в штаты Минобороны России должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, но данное заявление были рассмотрено поверхностно, формально и тенденциозно, а жалобу в ГВП России вообще не рассмотрели, а переслали обратно в ГВПУ ВС РФ, т.е. в тот же орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются, нарушив при этом п.5 ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019). (Копию ответов прилагаю).

В современных условиях для гармонизации межнациональных отношений необходимо формирование у сегодняшних защитников Отечества конституционно-правового мировоззрения с воспитанием личностного освоения социальности как сущности человека в целях предупреждения проявлений экстремизма и терроризма в России. Это говорит о том, что важной мировоззренческой и методологической основой понимания и оценки религиозной культуры является включение принципа историчности: эта культура во всех военно-учебных заведениях должна изучаться с научно-исторических позиций.  Особенно важно подобное изучение, когда речь идет об исламе, т.к. сегодня мы наблюдаем самый настоящий всплеск мусульманского экстремизма, который разжигает чувства религиозного фанатизма, исключительности ислама и необходимости утверждения его господства во всем мире. Это сказывается и на настроениях российских солдат, прибывших в армию из регионов распространения ислама.

К сожалению, методы работы с кадрами воинов, исповедующих ислам, до сего дня не являются эффективными. Каким образом расширить ту часть сознания молодого человека, в которой сохранились еще элементы светских знаний, нерелигиозного отношения к разным событиям жизни?  Способствует ли расширению сферы светской культуры в сознании и поведении молодого мусульманина культивирование православия в той же войсковой части?

Внедрение православных священников в жизнь воинских частей сгущает религиозную атмосферу, вызывая   невольную неприязнь и той, и другой стороны друг к другу. Только освобождение от демонстративного «окормления» православными священниками верующих ребят, разработка общей для верующих и неверующих культурной программы светского     характера помогло бы, на наш взгляд, выйти из катастрофического положения вражды между верующими солдатами разных конфессий. Сегодня комплексная организованная деятельность по правовому воспитанию военнослужащих разных национальностей должна быть такой, чтобы формировать у них светскую мораль, являющуюся проводником общественного прогресса, гуманизма и культуры, которая лежит в основе светского образования, и находит новые формы инновационного содержания будущего, переносит это содержание в сознание и ценностные ориентиры наших современников, хотя здесь, конечно же, мы до сих пор наблюдаем огромное влияние мусульманской морали на поведение военнослужащих-мусульман, которое видно по заявлению имам - хатыба Московской Соборной мечети Равиля Гайнутдина (ныне  шейха, председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председателя Совета муфтиев России), сделанное им еще в далеком 1991 году: «В российском республиканском парламенте есть депутаты-мусульмане. Благодаря им мы были в курсе всех решений, принимаемых Верховным Советом и Президентом России»[3].

Сегодняшние антиконституционные тенденции законотворчества противоречат конституционно-правовым основам светского государства, т. к. принцип отделения религиозных объединений от государства для военной службы как разновидности государственной службы означает, что религиозные объединения не участвуют в организации и осуществлении военной службы, не оказывают какого-либо влияния на деятельность военнослужащих.

К сожалению, современная теоретическая правовая база Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, сформированного в 2010 г. в составе Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил      Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении института военного духовенства, до сих пор оказалась попросту недостаточно подготовленной. Одним из важных пробелов правового регулирования этого является бесконтрольность помощников по работе с верующими военнослужащими, являющихся должностными лицами МО РФ, со стороны военного командования по вопросам их миссионерской деятельности вне территории воинской части, когда они участвуют в различных, никем из командования не санкционированных, телевизионных ток-шоу со своими внутренними оценками тех или иных политических событий. В процессе прохождения военной службы выявились тревожные моменты, связанные с низким образовательным и культурным уровнем священников, назначаемых помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими, их присутствие в войсках носит манипулятивный характер, они рассматриваются личным составом и командирами как живые амулеты, защищающие от неких «злых сил», а уровень воспитательной работы соответствует бытовым отношениям «Домостроя», такое психологическое взаимодействие однозначно снижает целеустремленность к выполнению боевой задачи, обучаемость личного состава новым технологиям, и в целом не способствует повышению боеготовности ВС РФ.  

Руководство Минобороны России надеется, что с приходом в воинский коллектив помощников командира по работе с верующими военнослужащими будет организовано духовное просвещение, активизировано патриотическое и нравственное воспитание военнослужащих и социальная работа. Ожидается, что в результате должно существенно меняться к лучшему морально-психологическое состояние личного состава, оздоравливаться нравственный климат в воинских коллективах, что в конечном итоге приведет к укреплению воинской дисциплины, уменьшению числа суицидальных проявлений, неуставных взаимоотношений и иных правонарушений. Однако, православная религиозная пропаганда, которую берут на вооружение клерикальные помощники по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации, зачастую содержит в себе дух черносотенства, противореча задачам, поставленным Президентом Российской Федерации на заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 20 марта 2012 года.

Перечисленные факторы требуют понимания того, что вся система воспитания личного состава армии и флота должна базироваться на научном мировоззрении, где уважение к чувствам верующих и толерантность не только не исключаются, но и подчеркиваются. Качества убежденного защитника Отечества можно воспитать лишь с позиции светского миропонимания, то есть не по религиозным мотивам ответственности перед богом и посмертного воздаяния, а по убежденности воина в необходимости выполнения своих гражданских обязанностей безотносительно его личных религиозных убеждений.

В процессе своей деятельности представители Ассоциации граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма участвуют в проведении конференций, круглых столов с экспертами, научной работе, общественной деятельности по формирования позитивного правосознания, конституционализма, светскости, гуманизма, правовой  и финансовой грамотности, с целью выработать широкомасштабную программу, которая будет предусматривать специализированное «антитеррористическое просвещение» с использованием достижений научного знания и воспитания общепринятому светскому, разумному поведению тех слоёв и групп населения, которые представляют особый риск. Кроме того, нами развернута пропаганда отрицательного отношения здравомыслящих, нормальных людей к идеям, порождающим терроризм – культовой или идеологической исключительности и избранничества, нацизма, расизма. Такое же отношение должно вырабатываться и к другим тотальным болезням современности – например, коррупции, наркомании, мошенничеству.

Таким образом, создание нового идеологического гибрида и возвращение в Российскую армию замполитов не улучшат ситуацию по поддержанию уровня морально-психологического состояния военнослужащих, правопорядка и воинской дисциплины, и тот очевидный факт, что институт воспитателей пытаются подменить сегодня политработниками в рясах и «поповствующими» генералами, – это провал всего дела научно-патриотического воспитания войск. 

На основании изложенного, прошу Вас в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 25.07.2014), поручить Межведомственной комиссии Совета          Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение общественной безопасности, необходимость создания в МО РФ системы общественного контроля за соблюдением принципов светскости государства, равенства религиозных объединений, идеологического многообразия и системной работы по вопросам свободы совести в органах военного управления.

Со своей стороны, готов оказать любую научно-экспертную и методическую помощь Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности во благо укрепления обороны и безопасности России.

С уважением, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»

подполковник юстиции в запасе

                                                                                                          С.В. Иванеев

« 02 » августа 2019 г.

Приложения:

  1. Обращение к Президенту РФ Международного Союза Советских офицеров.

https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%80%D1%84-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D1%80%D1%8F%D1%81%D0%B0%D1%85?use_react=false

  1. Копия ответа врио начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями Главного военно-политического управления ВС РФ А. Карасева;
  2. Обращение в Главную военную прокуратуру России.

http://peacesave.ru/index.php/sobytiya/318-v-glavnuyu-voennuyu-prokuraturu-rossii

  1. Копия ответа начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями Главного военно-политического управления ВС РФ А.И. Суровцева.

 

[1] https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%80%D1%84-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D1%80%D1%8F%D1%81%D0%B0%D1%85?use_react=false

[2] http://peacesave.ru/index.php/sobytiya/318-v-glavnuyu-voennuyu-prokuraturu-rossii

[3] Журнал «Наука и религия». № 10, 1991.