Военные священники все более плотно встраиваются в систему оборонного ведомства. Фото PhotoXPress.ru

О продолжающемся "воцерковлении" Минобороны

Об авторе: Сергей Васильевич Иванеев – кандидат юридических наук, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма».

Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Главного военно-политического управления, которое займется морально-политическим воспитанием рядового и офицерского состава. Его возглавил бывший командующий войсками в Сирии и экс-командующий Западным военным округом генерал-полковник Андрей Картаполов, который заявил о предстоящем строительстве главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот». Храм задуман высотой 95 м, а его вместимость составит 6 тыс. верующих. «Это будет абсолютно грандиозное сооружение», – подчеркнул Картаполов. Там будет несколько приделов, посвященных видам Вооруженных сил, родам войск и их «небесным покровителям». В храме запечатлеют имена полководцев и солдат, прославившихся на полях сражений, в том числе бойцов и командиров, погибших в Сирии. Рядом с храмом предполагается создание центра подготовки военного духовенства. «Этот храм станет примером единения всего нашего народа», – убежден генерал Картаполов.

petrash

Ю.Г. Петраш (1930-2013)

 

Аннотация: автор в своей статье заявляет о необходимости не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира.

Ключевые слова: ислам, мусульмане, свобода совести, светскость, религия, фашизм, терроризм.

 

… 29 февраля 2008 года. Рязань.

В огромном зале государственного педагогического университета им. С.А. Есенина проходит Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня основания РККА. В зале в основном десантники Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова.

С Кораном и со своей книгой «Ислам» выходит к рядам слушателей Петраш Юрий Григорьевич, доктор философских наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны, известнейший ученый-исламовед и начинает доклад с показа социально-исторических истоков современного фундаментализма и терроризма под флагом ислама, обращаясь к истории создания Корана, отразившего в своем содержании социальные интересы раннефеодальных слоев становившегося арабского халифата.

И тут буквально вскакивает со своего места некий гражданин, оказавшийся членом Общественной палаты Рязанской области, перебивая доклад:    «Я как мусульманин протестую против критики Корана. Второй раз мне приходится делать это публично с требованием не касаться священного Корана. Как вы смеете судить о Коране, а еще профессор …».

 В наступившей в зале тишине автору данной статьи пришлось встать на защиту своего учителя и близкого друга, публично обратившись к протестующему с просьбой быть толерантным и уважать точку зрения докладчика, тем более к которому прислушивался даже В.Жискар д’Эстен, бывший президент Французской Республики по вопросу противодействия хулиганствующим арабам-мусульман и с которым ученый-исламовед состоял в личной переписке. Но он снова вскочил со словами, будто профессор не знает, что «ислам – самая миролюбивая религия, название которой происходит от понятия «салам» – мир вам…. Не знаете вы и того, что джихад в исламе – это вовсе не призыв к войне, а обращение к помощи бедным …».

Тираду истового мусульманина автору совместно с организатором конференции удалось приостановить. Ход доклада был изменен и направлен в русло ответа на парадоксальные утверждения о миролюбии ислама и терроризме, к которому «религия пророка» не имеет будто бы никакого отношения. Этой тирадой возбужденный мусульманин пытался вывести ислам из тени терроризма и выставить его некой «особой» религией.

Напрасно. Бурная и полная трагизма история человечества не выработала ни идеальной идеологии, ни такого же рода религии. Единственным утешением после сорванного выступления для заслуженного ученого Петраша Ю.Г. явились громкие овации участников конференции и просьбы военнослужащих и работников культуры г. Рязани поставить личный автограф на его книге «Ислам».

Приведенный автором настоящей статьи, имевший место эпизод в Рязани наглядно демонстрирует, что даже попытка (выделено мною, И.С.) привлечь внимание общества к мусульманскому экстремизму пресекается на корню мусульманскими ортодоксами.

А что будет завтра?

ap 18.12.17 3 894x524 c center

«Светские, гуманистические ценности откровенно попираются разнузданным религиозным мракобесием».

Возмущается атеист Сергей Иванеев в эфире Радио Теос

 

Ключевые слова: целостность, пространственно-временной континуум, образование, экофилософия, самореферентность системы, общество знаний, социальная экология, инновации. 

Перспективы современного образования рассматриваются под углом зрения социальной экологии и ее принципа целостности, осмысленного не с точки зрения социоцентризма, а включающего и анализ бытия природы. Автор обращает внимание на то, что современные подходы к образованию – в логике общества знания, с одной стороны, и культурологии – с другой, не обеспечивают формирование современного субъекта инновационной деятельности в силу их частичности. Принцип целостности, заданный в континуальной форме образования, позволяет выявлять и конструировать такие его инновационные аспекты, которые востребованы обществом как его потенциальные направления освоения будущего. 

IVANEEV S.V.
SPACE-TIME CONTINUUM IN SOCIAL-ECOLOGICAL ORIENTATIONS AND INNOVATIONS OF EDUCATION

Keywords: wholeness, space-time continuum, education, ecophilosophy, self-referential system, knowledge society, social ecology, innovations.

Prospects of modern education are viewed from the perspective of social ecology and its principle of wholeness, meaningful not only from the point of view of socio-centrism, but including the analysis of the being of nature. The author draws attention to the fact that modern approaches to education - in the logic of the knowledge society, on the one hand, and culturology - on the other, do not provide the formation of a modern subject of innovation activity due to their partiality. The principle of wholeness, defined in the continuum form of education, allows us to identify and design such innovative aspects that are in demand by society as its potential strategies for mastering the future.

 

Принцип целостности, который является приоритетным в формировании современной картины мира, заключает в себе весьма сложную матрицу построения и развертывания реальности - ее внутреннюю континуальность, в которую входят предельные границы бытия этой реальности, непрерывность изменений, источники развития, режимы ее устойчивости и постоянство функции согласования темпов собственных изменений различных подсистем. Можно сказать, что континуум – это условие последующего структурирования целостности. Поэтому континуум – его пространственно-временное взаимодействие - это совокупность тех условий, которые обеспечивают существование любого фрагмента этой целостности. А.В. Калянов справедливо замечает, что «пространственно-временной континуум стал одной из инноваций ХХ века: усложнение объектов науки, осознание их системного характера с необходимостью выдвинули континуальность в число приоритетных методологических принципов исследования непрерывности, связи и взаимопереходов различных фрагментов реальности. Это впервые позволило изучать природу таких объектов, границы существования которых не имеют четких очертаний, поскольку эти объекты постоянно находятся в становлении, обнаруживая свою незавершенность, пульсацию, что отличает и культуру как особый тип бытия». [1, c.19-20].

Сегодня принцип целостности в исследовании общественных процессов и структур значительно расширяется, включая в себя и взаимодействие с природой. Поэтому обновляется и его континуум – сложное образование, интегрирующее общественные и природно-экологические процессы. [2].  Однако, преобладающим сегодня остается «ресурсное» использование природы, которое осуществляется в рамках прежней целостности, основанной на идее социоцентризма: здесь континуум – это общество, а природа трактуется как нечто внешнее, как материально-вещественный, энергетический ресурс общества. Поэтому и ее собственные закономерности, ритмика, целевые ориентиры для общества оказываются внешними, не существенными. И при огромном росте масштаба и темпов эксплуатации природы возникающие «издержки» перешли в глобальные экологические проблемы, угрожающие бытию самого общества. Сегодня взаимодействие с природой должно основываться на социально-экологической целостности, так как без этого они не могут иметь своего решения, сколько бы средств не вкладывалось в политику и практику ресурсосбережения, в «оздоровление» экосреды. Но это значит, что и анализ всех социальных процессов, включая и образование, должен опираться на этот новый масштаб целостности, включающий экосоциальные ориентиры

102017  

«Коран и основанное на нем мусульманское законодательство, сводят географию и этнографию различных народов к простой и удобной формуле деления их на две страны и две нации: правоверных и неверных. Неверный - это харби, враг. Ислам ставит неверных вне закона и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными».

К. Маркс

 

Аннотация: в условиях, когда многие идеологи единства исламского мира стремятся превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации свет­ских обществ, особенно возрастает значение технологий разносторонней интеграции членов исламских общин в жизнь секуля­ризованных государств, где формирование правовой культуры среди военнослужащих является фактором противодействия проявлению в условиях глобализации конфликтогенного потенциала ислама.

Ключевые слова: ислам, правовая культура, культ, свобода совести, светскость, религия.

Современный мир, насыщенный конфликтами, постоянным столкновением интересов различных социальных, политических и других субъектов, сейчас воспринимается как рискогенный. Формирование мировой информационной среды, которая содержит, как ценные научные и культурные достижения, так и диверсионные программы и на основе Интернета легко преодолевает национально-государственные границы, значительно усиливает уровень неустойчивости каждого региона, переводя его в новые и непредсказуемые ситуации.      В этих условиях значительно усиливается функция обеспечения безопасности общества и его институтов, связанная с защитой его внутреннего пространства, повышением уровня сплоченности общества.

Наиболее значительным проявлением современной реальности является глобализация – формирование все более мощной единой среды с общими стандартами, возвышающейся над многообразием локальных миров. Но эти миры, их развитие и взаимодействие создают не только текст, но и «становящийся глобальным контекст»[1], воздействие которого опосредует все стороны жизни региональных сообществ.  Глобализация впервые порождает единое планетарное пространство, изменения содержания которого выражают динамику и эффективность продуктивности всего планетарного сообщества. 

В этой связи возникает парадокс: глобализация и ее содержание, которая реально порождается бытием локальных сфер, возвышается над ними и диктует им свои новые стандарты. Здесь открывается некоторая автономность целого по отношению к своим частям: хотя оно складывается «снизу», но приобретает нечто принципиально иное по сравнению с простой суммой связей и взаимодействий регионов и территорий. Современный мир, в котором это целое впервые приобретает некоторый собственный режим существования, теперь вовлекается в процесс, который не имеет четко выраженной основы и выступает как диктат стихийно развивающейся неопределенности, с тенденцией постоянного ускорения.  А существующее до сих пор многообразие внутреннего времени относительно автономных регионов-организмов теперь все больше регулируется собственным пространством-временем глобализации, порождая требование: адаптируйся к мировым требованиям или погибнешь. 

И в этом аспекте важную роль играет осознание военно-политическим руководством Российской Федерации того, что многие идеологи единства исламского мира стремятся превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации свет­ских обществ. В этой связи еще более возрастает значение технологий разносторонней интеграции членов исламских общин в жизнь секуля­ризованных государств.