danilov18

Данилов Виктор Александрович, руководитель отдела Международной академии методологии государственного управления, участник Ульяновского клуба "Ноосфера"

 

Аннотация: В статье приводится определение термина Гармония, его рождение и особенности использования термина.

     V.A.Danilov

     Harmony: where, when and how

     Annotation: The article provides the definition of Harmony, his birth and features of use of the term.

     Ключевые слова: гармония, соотношение, согласованность, пропорция, мера.

     «… а гармонию мою никому не отдавай». Эти слова, вложенные А.П.Чеховым в письмо героя его произведения Ваньки Жукова [9], говорят о как бы низшем бытовом пороге распространенности использования термина «гармония». В Частотном словаре русского языка это слово занимает скромное 7457 место, уступая многим своим аналогам (синонимам). Тем не менее, Гармония в научном мире является одним из распространенных терминов, способствующих познанию окружающей действительности и использованию полученных знаний на практике. В Ульяновском клубе «Ноосфера», в котором разные по статусу добровольно организованные участники обсуждают в основном общие вопросы взаимосвязи и взаимодействия природы, общества и сознания, по результатам внутреннего исследования Гармонию включили в первую десятку из сотни выделенных участниками важных слов и словосочетаний.

  1. Рождение термина

     Появление Гармонии связано с Древней Грецией. В греческой мифологии Гармония (Άρμονία, Harmonia) – богиня согласия, олицетворение счастливого брака, - дочь «противоположных» великих олимпийских богов Ареса и Афродиты (по другой версии, дочь Зевса и Электры), жена Кадма [4] (прообраза Георгия Победоносца).

     Таким образом, Гармония, как носитель согласия, стала основным понятием, характеризующим взаимодействие элементов в рамках единого целого. За довольно длительный период использования термина Гармония более-менее определились его характеристики. Однако, употребление его в познании окружающей действительности и законов ее функционирования и развития, использование в практической деятельности еще далеки до совершенства и адекватности (однозначности) его понимания и применения.

  1. Рабочий вариант определения

     Поэтому, в качестве рабочей версии термина Гармония для дальнейшего рассмотрения примем следующую:

Гармония – это:

1)Объективно существующее соотношение (согласованность, соответствие, пропорция, мера) в пространстве, времени, функциях и законах, присущее отдельным частям конкретного единого целого (системы) (явления, предмета, качества) [6, 7] и способствующее сохранению и воспроизводству этого целого;

2)Более-менее точное отображение этого объективно существующего соотношения в сознании (личном и общественном), построение моделей и фантазий развития (как произошедшего, так и будущего) этого единого целого и соотношения его частей (прямая связь, см.рис.далее по тексту – выделено красным цветом);

3)Адекватное соотношение во взаимодействии объективно существующей реальности с ее представлениями в сознании и реализации этих представлений в процессе развития этого единого целого и соотношения его частей (задействование обратной связи, см.рис.далее по тексту – выделено синим цветом);

4)Соотношение (пропорция, мера) в сугубо профессиональной сфере (музыка, литература, архитектура, психология, экономика и пр.) [6], известное, изучаемое и прогнозируемое (но которое так или иначе опирается на использование первых трех уже обозначенных значений ((характеристик)) «гармонии»);

5)Чисто специфическое, прикладное наименование объектов иногда даже без учета соотношения в едином целом (наименование музыкального инструмента, объектов природы (астероидов, гор, рек, островов, клички домашних животных) и объектов жизнедеятельности людей (населенных пунктов, гостиниц, кораблей).

     Здесь при описании термина Гармония его значения приведены по принципу движения от общего к частному.

     Олицетворением Гармонии являются Рай и Эдем. Синонимами, в разной мере отображающими Гармонию, являются (в скобках приведено место, занимаемое словом в Частотном словаре): баланс (8906), благогласие, благодать (11560), благоденствие (24812), благозвучие, благозвучность, благообразие (18394), благолепие, великолепие (12142), гармоника (29011), гармоничность, гармонь (17278), единство (6028), естественность (22106), закономерность (7413), идеал (3687), изящество (14154)), изящность, красота (1511), лад (23636), ладо (9999), ладность, мелодичность, мера (492), музыкальность, обаяние (11834), оптимальность, оптимум, порядок (421), правильность (11535), пропорциональность (25001), равновесие (4520), симбиоз (29366), симметрия (24923), симфония (10545), складность, сладкогласие, сладкозвучие, сладкозвучность, слаженность (29328), совершенство (6252), соглас, согласие (3202), согласованность, созвучие (28544), созвучность, сообразность (27681), соответствие (3170), соразмерность, сочетание (5301), строй (1729), стройность (23328), уравновешенность, целостность (14844), целость (16844), цельность (22366) [5, 8]. Если в Словаре частота употребления того или иного приведенного в списке термина не найдена, то она не указана.

     Есть еще специфические и современные упрощенные и молодежные сленговые синонимы : сибуи (яп.спокойная гармония), эко-топ (полная гармония между живым миром и окружающей средой), класс или классно, клёво, тип-топ.

     Усиление и подчеркивание Гармонии и ее элементов обеспечивается многочисленными прилагательными: смягчающими, временны′ми, конкретизирующими по месту, загадочными и таинственными, функциональными, противопоставляющими и принижающими.

     Естественно, существуют и антиподы Гармонии (как же без них?). Антонимами Гармонии являются: бардак (11303), безобразие (6958), белиберда (31625), белибердень, беспорядок (7155), вульгарность (15708), дисбаланс,  дисгармония, диссонанс (30682), дребедень (21868), дрянь (4975), кавардак (31834), какафония , неблагозвучие, нелепость (11911), нелепица (28591), непорядок (16921), отвращение (4425), пошлость (10576), противность, разлад (22327), сбивчивость, сумбур, сумбурность, уродина (15862), уродство (16947), хаотичность, хаос (6386), чехарда [8].

      Теперь, когда основная рабочая версия Гармонии обозначена, рассмотрим основные ее позиции (значения) более подробно.

3.Подробное рассмотрение (некоторых) значений термина Гармония

3.1.Объективно существующее соотношение частей в едином целом

     Оно просматривается буквально во всем: в природе, обществе и сознании. Каждому химическому элементу соответствует определенное количество протонов и нейтронов в ядре, каждому растению и животному соответствует свой определенный набор генов, на каждой определенной стадии развития человечества воспроизводился похожий классовый состав и его пропорции, даже если эти сообщества находились за многие тысячи километров друг от друга или в разные исторические промежутки времени. Более того, даже противоречия, присущие этой системе воспроизводятся ей с фатальным  постоянством.

     Причем, эти соотношения и пропорции воспроизводятся в той или иной системе достаточно продолжительное время (для конкретной системы свое), независимо от того, существует человек (или какое-то другое разумное существо) или нет.

     Однако, текущая гармония, как состояние, далеко не вечное, застывшее явление. По ходу развития системы как единого целого возникают и разрешаются противоречия между его элементами. Эти-то отклонения в скорости возникновения и разрешения противоречий и приводят к изменению пропорций и соотношения между этими элементами. Если существуют внутренние механизмы, то предыдущая пропорция и, соответственно, прежняя гармония восстанавливается. Если же этих внутренних механизмов не существует или они нарушены, то неизбежно устанавливается новая пропорция, соотношение и взаимодействие. Это изменение может происходить по двум вариантам: эволюционному и революционному.

     При эволюционном варианте вновь возникшая пропорция не приводит к изменению прежней системы как единого целого. При этом в едином целом устанавливается и/или воспроизводится новая взаимосвязь и взаимодействие элементов и устанавливается новая гармония.

     Но изменение пропорций может привести к тому, что оно уже не умещается в рамках существующей системы (единого целого) и тогда происходит коренное изменение прежней системы и создание новой: с новыми взаимосвязями и взаимодействиями, новая гармония – революционный вариант развития.

     В свою очередь эволюционный и революционный варианты развития могут быть прогрессными и регрессными. При прогрессном варианте развития система развивается по сценарию: рождение, развитие, зрелость, деградация, смерть, восстановление прежней системы либо переход к новой системе следующего уровня. При регрессном варианте система либо обретает взаимодействие между элементами более низшей ступени, либо просто разрушается (взрывается).

     Обсуждая Гармонию как объективную реальность, как бы сам собой напрашивается вопрос о критерии, ибо не всякие соотношения и пропорции можно считать гармоничными. В зависимости от влияющих на гармонию факторов критерии могут быть по результату (последствиям), по процессу (по ситуации), пространственными, временны′ми, функциональными, совокупными, компромиссными, субъективно-интуитивными и пр. По-видимому, одним из потенциальных критериев гармоничности может быть устойчивость рассматриваемой системы (единого целого) от влияния внешних факторов.

     При этом система существует и воспроизводит свои основные качества достаточно длительное время, значительно превосходящее существование входящих в ее состав элементов. Тем самым система проявляет устойчивую временну′ю стабильность.  И наоборот, при систематическом усугублении противоречия оно обостряется, нарушается гармония, что может стать предпосылкой к изменению прежней гармонии вплоть до изменения системы.

3.2.Отображение объективно существующего соотношения в сознании

    Человеку удалось заметить периодически воспроизводимые изменения в окружающем мире, посредством общения передать и закрепить полученные сведения. С каждым шагом развития человечества объем этих сведений возрастал. И этот нарастающий объем позволил выделить не только сам факт воспроизводства, но и проникнуть в суть происходящего и выявить факторы, влияющие на него. Но какими бы полными ни были эти сведения, реальная действительность значительно полнее и разнообразнее, поэтому сознание (личное и общественное) лишь более-менее точно отражает объективно существующую реальность, примеряет эту реальность к своим потребностям. Многие свои представления о гармоничности человек и общество реализуют в непосредственном потреблении, а некоторые оформляются только в виде оценки. Такой совокупной «очеловеченной» оценкой объективно существующей реальности выступает Красота [3], которая служит психологическим критерием гармоничности конкретного объекта окружающей действительности. Но в отличие от Гармонии Красота дополнена еще и психо-эмоциональной составляющей, существенно отличающей ее от более нейтрального базового термина. 

3.3.Гармония объективно существующего соотношения с отображением в сознании

     Неполноту отображения человек и общество различными средствами пытаются восполнить своими способностями: построением моделей развития, используя фантазии или просто «наобум Лазаря», исходя из своих текущих потребностей. По мере развития общество на базе этих моделей, фантазий и прямых текущих потребностей оказывается способным воздействовать все больше и сильнее на существующую до этого объективную реальность. Так возникает обратная связь влияния (воздействия) человека на ход развития существующей реальности, позволяющая удачно или неудачно изменить развитие доставшейся ему в наследство окружающей действительности с прежними соотношениями, соответствиями, пропорциями, мерами.

     Спираль развития Гармонии с учетом прямой и обратной связи взаимодействия Объективной реальности (ОР) и Сознания (С) изображена на рисунке. Красным цветом показана прямая связь – более-менее точное отображение объективно существующего соотношения в Сознании (п.2 рабочей версии определения Гармонии). Синим цветом показана обратная связь – реализация моделей и фантазий Сознания (человека и общества), изменяющая ранее существующее соотношение единого целого и его частей (п.3 рабочей версии определения Гармонии). Условно Сознание и Объективная реальность на рисунке изображены разнесенными. В действительности Сознание находится внутри множества Объективной реальности.

 danilov spir

Рис. Спираль развития и взаимодействия Объективной реальности (ОР) и Сознания (С) при формировании Гармонии.

     Рассмотрим взаимодействие Объективной реальности и Сознания на примере одного витка Спирали взаимодействия (см.рисунок). Исходная Объективная реальность (ОРо) воздействует на исходное Сознание (Со) и впоследующем отображается в виде С1. Сознание (С1) не устраивают какие-то элементы исходной Объективной реальности и оно принимает решение по ее изменению на практике в соответствии со своими потребностями. Тем самым оказывается влияние на исходную Объективную реальность (синяя стрелка обратной связи С1 – ОРо). В результате такого влияния исходная Объективная реальность (ОРо) трансформируется в новую Объективную реальность (ОР1), которая становится исходной теперь уже для состояния Сознания (С1). Так преодолен первый виток спирали развития, за которым идут последующие.

   Удачно найденные и примененные человеком изменения прежней объективной реальности вписываются в ход развития действительности, а неудачные ухудшают эту действительность вплоть до ее уничтожения в прежнем качестве. Человеком (на собственную потребу) создаются гармонии, которых нет в природе и которые могут существовать только под воздействием человека (искусственные материалы (в частности, вредный хлорвинил), селекционные высокоудойные коровы, куры-бройлеры и другие домашние животные, гибриды растений, генно-модифицированные продукты, ядохимикаты против заболеваний и вредителей и т.п., наконец, создание искусственного интеллекта, подавляющего естественный, культивирование образа жизни и идеологии, чуждой человеческой природе). В результате создается ложное представление о всемогуществе человека, хотя созданные им искусственные продукты на поверку в конечном счете часто способствуют «тихому» уничтожению самого человека [1].

     Но, кроме «тихого» не ушла опасность и «громкого», гарантированного, уже опробованного американцами, уничтожения бактериологическим, ядерным и химическим оружием [2]. Причем решение о применении такого оружия отдано на откуп узкому кругу лиц, что еще больше усугубляет ситуацию. 

     Так возникает новая проблема развития: проблема соответствия (гармоничности) развития окружающей действительности без влияния человека и общества на нее и под влиянием. По мере увеличения степени этого влияния возникает опасность фатального шага, когда общество по ошибке или самонадеянности предпримет такое воздействие на окружающую действительность, которое может это общество и уничтожить. Конечно, для Вселенной этот факт ничего не значит, она просто будет развиваться по другому сценарию, сценарию без присутствия человека, совершившего этот роковой для себя шаг.

     Для человеческого же общества, полагаю, не все равно, будет развиваться мир с ним или без него. Поэтому ближайшей задачей современного общества является: выработать и создать такие механизмы, которые сделали бы невозможными шаги, которые могут погубить земную цивилизацию.

     Для обращения внимания современного общества на потенциальную опасность, выработки и предложения вариантов благоприятного развития человечества и нацелено Международное общественное Движение «Созидание человечного  общества – общества социальной справедливости». В названии этого общества присутствуют слова «человечное» и «справедливость», которые теснейшим образом связаны с гармоничностью, как отдельного человека, так и общества. Потому что, общество состоит из конкретных людей и его благополучие обеспечивается этими людьми, их благополучием и гармоничным взаимодействием друг с другом.

Библиографический список

1.Данилов В.А. Ген скорпиона. – В газ. Дачница, февраль 2010 г, № 3(403) и № 4(404). – с.3.

2.Данилов В.А. Ноосфера – идеология для атеистов и теологов. – В кн. Созидание человечного, гармоничного, цивилизованного общества. Том 2(44)./ Гл.ред. Комарова А.И. – М.-Киев: МОО, 2017. – с.268-270.

3.Данилов В.А. Роль красоты в процессе познания и использования человеком окружающей действительности. – В кн. Созидание человечного, гармоничного, цивилизованного общества. Том 2(44)./ Гл.ред. Комарова А.И. – М.-Киев: МОО, 2017. – с.516-520.

4.Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь. – М.: Рипол Классик, 2005. – 768 с.

5.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. /Под. ред. Н.А. Абрамова. – М.: Русские словари, 1999. – 431 с.

6.Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.:Альта-Принт, 2005. – 1216 с.

7.Философский энциклопедический словарь. Гл.ред.Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н.и др. – М.: Сов.энциклопедия, 1983. – 840 с.

  1. Цифровой частотный словник на основе Частотного словаря русского языка/Под ред.Л.Н.Засориной. – www:bokrcorpora.narod.ru.

9.Чехов А.П. Ванька. – М.: Нигма, 2015. – 16 с.

(Россия, г. Ульяновск).

(Опубликовано в сборниках: «Созидание человечного общества – общества социальной справедливости»: Международный межведомственный научный сборник, Том 6(48) / Гл.редактор А.И.Комарова. – М-К: 2017. – с.104-110 и «Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества»: Сборник науч.трудов V1 Международной научно-теоретической конференции/ Под ред.М.П.Волкова. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. – с.134-141  и размещено в интернете «http://mysoulgarden.livejournal.com/» (Сад моей души) (01.06.2017г), «http://viperson.ru/articles/sozidanie-chelovechnogo-obschestva-obschestva-sotsialnoy-spravedlivosti-gl-red-a-i-komarova-tom-6-48» (06.12.2017г), «http://trinitas.ru/rus/doc/0016/001f/00163586.htm» (Академия Тринитаризма) (15.01.2018г) и «http://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=758» (Глобальный Союз Гармонии) (06.02.2018г).)