Значительный недостаток справедливости и равенства в стране впервые победившего социализма в отдельно взятой стране вызывает значительные сомнения в практической целесообразности использования тотального централизованного распределения совокупного результата общественного производства в качестве экономической основы советской системы хозяйствования. Основоположники научного коммунизма и их последователи задумывались в свое  время о том, каким должно быть социалистическое общество в целом и социалистическое распределение материальных благ в частности. С одной стороны имели место многочисленные рассуждения о том, каким должно быть распределение предметов потребления в грядущем социалистическом обществе,  неприемлемость которого представляется в настоящее время очевидной по причине заведомой неприемлемости натурального распределения. В случае перехода к непосредственному распределению предметов  потребления Генеральный Секретарь ЦК КПСС оказался бы Генеральным Кладовщиком СССР. Со стороны другой известно высказывание   Маркса утверждавшего, что при оплате труда в социалистическом обществе должен господствовать принцип регулирующий обмен товаров –  за равное количество труда равное количество предметов потребления. В действительности такая оплата труда не имеет  никакого отношения к принципу, регулирующему обмен товаров, так как представляет собой самую настоящую оплату по труду и в том самом, наиболее неприемлемом натуральном виде.  Отсутствие общей меры количества труда, позволяющей определить трудозатраты каждого участника общественного производства, не говоря уже о членах общества занятых в непроизводственной сфере, не позволяет использовать принцип оплаты по труду. Да никто никогда и не пытался обосновать разницу между заработными платами Генсека и слесаря пятого разряда путем сопоставления  их трудозатрат.

"Идеология гармоничного общества – система логически взаимосвязанных идей, целей, ценностей, принципов, методов и понятий, служащих методологическим основанием для решения задач социального анализа, проектирования и формирования гармоничного общества - совершенного единения людей друг с другом, с Природой и Вселенной, при котором всем предоставлены равные возможности для счастливой жизни – самореализации на свое и всеобщее благо.

Идеология гармоничного общества призвана послужить преодолению идеологического хаоса и неопределенности будущего человечества, возникших после краха основанной на коммунистической идеологии системы стран социалистического содружества во главе с СССР и приданию осмысленности и целенаправленности дальнейшему развитию утратившего экзистенциональные ориентиры мирового сообщества.

Необходимость в разработке именно идеологии, а не какого-либо иного вида концептуального смыслообразования, обусловлена ее функциональным предназначением. Понятие «идеология» было введено в оборот в начале XIX века французским философом и экономистом А.Л.К. Дестют де Траси для обозначения учения об идеях, позволяющих установить твердые основы для политики, этики и т.д. В таких твердых основах и нуждается сегодня человечество.

Хотя вычленение и терминологическое обозначение в общественном сознании особой – идеологической – сферы деятельности произошло относительно недавно, человечество уже не одно тысячелетие целенаправленно занимается социальным анализом и проектированием.

Принято считать, что первую попытку социального проектирования осуществил Платон, разработавший в 360 г. до н. э. учение об идеальном государстве, которое, правда, так и не было построено. Однако еще раньше были сформированы и функционируют по сей день общества на основе, как правило, религиозных социальных проектов, разработанных задолго до Платона. А относительно «молодой» христианский проект даже получил мировой статус, оказав наибольшее влияние на развитие человечества в течение двух последних тысячелетий. Правда, в процессе реализации этого мирового проекта достичь его высокой цели – совместного бытия людей в любви – так и не удалось. Причиной – целый ряд несовершенств - несостыковок, противоречий и неоднозначностей, приведших, в том числе, к внутренним идейным, а затем и организационным расколам в самом христианстве. Это, впрочем, характерно и для других религиозных проектов, что связано с высокой сложностью задач социального проектирования, при котором с помощью конечного числа понятий предпринимаются попытки описать бесконечномерность человеческого бытия."...

 

полный текст здесь

 

... проект Идеологии гармоничного общества в 11-й редакции. Доработка проекта выполнена по итогам круглого стола "Идеология гармоничного общества", который проходил год назад - 1 ноября 2016 г. http://world-ontology.org/index.php?showforum=356 .

Приношу извинения всем, кто заждался этого документа - сам не ожидал, что так основательно придется потрудиться и это займет столько времени. Помимо обработки большого массива замечаний и предложений, поданных на круглом столе и на всевозможных интернет площадках, возникла необходимость серьезно углубиться в тему собственности и выполнить две работы:

Маркс, собственность, народовластие и интернет

http://world-ontology.org/index.php?showtopic=194

В продолжение о Марксе, собственности, народовластии и интернете

http://world-ontology.org/index.php?showtopic=204

 

Марк Зобов,

председатель Ассоциации «Духовно-интеллектуальный выбор»

Харьков

Давно назревавший кризис советской общественно-экономической системы, неотвратимое приближение которого тщательно  скрывалось политическим руководством СССР, был  все-таки непроизвольно вызван новой генеральной линией КПСС, именуемой перестройкой.  Задуманная  в качестве средства  оздоровления полностью обездвиженного в партийных идеологических тисках советского общества, перестройка началась с неограниченной свободы слова, обернувшейся затем  неконтролируемой  свободой действий в виде неуправляемого самопроизвольного процесса в общественных и экономических отношениях. Задуманная в качестве средства повышения эффективности управления народным хозяйством страны, доведенного до  критического  уровня  застойных явлений, перестройка резко ускорила развал народно-хозяйственного комплекса СССР, ограничившись  бесплодными призывами к гласности и переходу к некоему новому мышлению. В результате относительно спокойное протекание  процесса  загнивания  и  разложения советского общества сменилось резким его обострением, исключившим для партийного руководства страны всякую возможность влияния на дальнейшее развитие общественно-экономических процессов.

Неограниченная свобода слова нарушила существовавшее ранее сплоченное единомыслие советских экономистов, бывших до того убежденными сторонниками социалистического реализма в экономике. Можно было бы  подумать,  что  все они определили свои новые взгляды на основе глубокомысленных научных рассуждений, если не глядеть на то, с  какой  злобой  они  швыряют  друг  в  друга увесистые идеологические булыжники, подчинив свою профессиональную деятельность корыстным интересам тех или иных беспринципных политиканов. Одни из них, безошибочно  почувствовав  собственную выгоду,  без каких-либо колебаний  отдали  бывших  советских  трудящихся   на   откуп новоявленным  нуворишам. С  достойным  лучшего  применения   усердием превозносят они общечеловеческие ценности, которые  представляются  им в виде  переполненных прилавков  тамошних  супеpмаpкетов. Другие все еще блуждают в поисках сермяжной правды, предлагая более справедливо переделить неделимое. Никого из них нисколько не смущает то обстоятельство, что еще совсем недавно  все они угодливо, стройным хором и наперебой, спешили обосновать  задним числом  любые  некомпетентные  исторические  решения  высшего партийного руководства страны в народно-хозяйственной сфере.

При построении концепции социальной эволюции человека в онтогенезе будем опираться на категории системного анализа деятельности, обозначаемые как исходные данные и метод.  Исходные концепции, которые далее будут далее развиваться, это концепции: И.Павлова, обозначившего как цель жизни ее сохранение; Маркса, вскрывшего сущность социальных отношений при капитализме как базового внешнего фактора социальной эволюции человека; Выготского Л.С., и его последователей,  развивавших фундаментальный принцип первостепенности социокультурного  фактора в онтогенезе социальной эволюции человека; Промптова, Лоренца, Фета и др. рассмотренных выше ученых, обосновавших развитие биологического фактора в социокультурной среде в развивающемся человеке; Зинченко В.П., очертившего контуры закономерностей социальной эволюции человека в онтогенезе.

Метод исследование – системно-диалектический, означающий, во-первых, что человек  обусловлен системой-обществом, в котором он социализирован, но, в свою очередь, и сам является системой, обусловленной взаимодействием биологических, культурных  и социальных факторов.  И, во-вторых, этот метод означает рассмотрение человека в развитии, т.е. социальную эволюцию человека  в онтогенезе и, при этом, развитие самих факторов эволюции.

 

Остается непонятным, как может развиваться

современная, научно ориентированная культура, если

сама наука не имеет научной теории личности,

пользующейся хоть каким-то признанием. Незнание

человека – это, может быть, наиболее сильное

незнание в современной науке.

В. В. Налимов

 

Ренессанс политической экономии возможен через ее углубления в философию хозяйства и новое смысловое восхождение в поле глобалистики. Становление постнеклассической науки, которая знаменует четвертую научную революцию, имеет главным объектом изучения человеркоразмерные комплексы. Человек становится ядром функционирования таких комплексов, ибо единая триипостасная природа человека – духовно-био-социальная, где духовная ипостась является определяющей в целостной жизнедеятельности, должна задавать мотивы и цели хозяйствования. Ценностная рациональность становится императивной для преодоления современного глобального полисистемного кризиса. Благостное развертывание архетипа свободы-ответственности вызывает в теоретическом плане необходимость перехода к личностной методологии научного поиска; в практической спасительной жизнедеятельности человека – к  инициативно-ответственному хозяйствотворению. 

Renaissance of political economy possible through her deeper into philosophy of the economy and the new meaning ascent in the field of globalistics. Formation of postnonclassical science, which marks the fourth scientific revolution, is the main object of study of human dimension complexes. Person becomes the core of the operation of such systems, because single triple human nature - the spiritual-bio-social, where the spiritual hypostasis is most important in the whole of life, must specify the motives and goals of economic activity. Value rationality becomes imperative to overcome the current global polysistemic crisis. Blissful deployment of archetype of initiative-responsible causes in theory a shift to personal methodology of scientific research; in the practice of saving human life - to proactively-responsible economic creation.

© Задорожный Г.В., 2015

 

Путь к спасению лишь в пересмотре

 господствующих идей.

С. Франк

Личность есть мое целостное мышление, мое целостное воление,

мое целостное чувствование, мои целостные творческие акты.

Н.А. Бердяев

Политическая экономия в канун своего 400-летия по-прежнему пребывает в затяжном кризисном состоянии. Это предельно ясно отражается в трех основных фиксациях сегодняшней действительности:

во-первых, произошло сознательное смещение политэкономического исследовательского дискурса в не вполне определенное предметное поле англосаксонской, а более строго – американизированной экономической теории (экономикса);

во-вторых, стал очевидным отрыв научных экономических исследований от постижения процессов реальной экономики, чему, безусловно, способствует нынешнее становление финансомики и стремление финансово-интеллектуальной власти к абсолюту;

в-третьих, усиливается игнорирование целостного подхода к изучению личности как базового творческого свободно-ответственного субъекта хозяйственных благостных для Чело-Века и Природы трансформаций.

При этом следует признать, что кризис экономической науки начался во второй половине XVIII века, а во второй половине ХХ столетия неизбежно стал стремительно углубляться, сочетаясь с процессом нарастания кризисности современной науки, которая в начале нового века и тысячелетия предстала как острейший насущный вопрос существования самого человека и человеческого сообщества. И эту проблему достаточно четко выразил классик менеджмента еще в середине 60-х годов ХХ столетия Питер Ф. Друкер: «С тех пор как в середине XVII века Декарт объявил рассуждения о духовной сущности человека неуместными, западный мир интересовался только тем, что существует вне человека, – природой и обществом»[1] (выделено мной – Г. З.).

Сам же человек в экономических, прежде всего – политэкономических исследованиях рассматривался как средство получения прибыли, что собственно свойственно и новомодным ныне теориям человеческого, интеллектуального, социального, символического и прочих подобных, связанных с человеком, КАПИТАЛА. В мышлении экономистов это положение приобрело статус всеобщей молчаливой догмы, которая задает формат и пределы исследовательского видения экономической сферы, которая, якобы, должна господствовать в жизнедеятельности человека и общества.