sgvo

 

Фондом «Здравомыслие» в сотрудничестве с «Ассоциацией граждан 21 века за развитие светскости и гуманизма» подготовлено издание

«Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально» 

Книга представляет собой теоретико-прикладное научное издание, посвященное актуальным вопросам светскости государства и смежных категорий. Основу работы составили теоретические разработки, юридические документы, материалы правозащитного мониторинга, материалы религиозных организаций и средств массовой информации, иные открытые источники.

В книге рассмотрены основные теоретико-правовые и практическиевопросы светскости государства, исследовано влияние государственной политики и институтов гражданского общества на реализацию свободы совести.

Работа подготовлена для всех интересующихся проблемами светскости государства и свободы совести. Рекомендуется для использования в качестве учебного пособия по дисциплинам «Обществознание», «Права человека», «Свобода совести».

На издание получены положительные отзывы ведущих профильных специалистов России, Белоруссии и Украины.

 

Для заказа и приобретения книги (брошюра, мягкий переплет, 64 стр.), пожалуйста, пишите Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Secular state in FAQ:  short, clear and actual

The book is theoretical and applied scientific publication devoted to the secular state and related categories. The basis of the work are theoretical developments, legal instruments, human rights monitoring materials, materials of religious organizations and the media, other open sources.

The book examines the main theoretical, legal and practical issues of  secular state, the influence of state policy and institutes of civil society on the implementation of freedom of conscience.

The book prepared for everybody who are interested in the problems of secular state and freedom of conscience. It is recommended for studying social science, human rights, freedom of conscience.

 

 

Авторы:

Алейникова Светлана  Михайловна

 Начальник отдела кадровых технологий НИИ теории и практики государственного управления, ученый секретарь проблемного совета по общественно-политическим наукам, доцент кафедры государственного управления социальной сферой и белорусоведения, кандидат социологических наук. Докторант кафедры философских наук и идеологической работы, сотрудник Академии Управления при Президенте Республики Беларусь.

(данные с сайта http://www.pac.by)

Бурьянов Сергей Анатольевич

  кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и прав человека ГБОУ ВПО МГПУ. Сопредседатель Совета, ведущий научный сотрудник Института свободы совести. Эксперт Московской Хельсинкской группы и Международной правозащитной ассамблеи. Автор более 190 научных публикаций, в т.ч. на английском языке. Автор монографий: «Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003-2004 года» (2005), «Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах Российской Федерации в 2006 – первой половине 2007 гг.» (2007), «Свобода совести в Российской Федерации» (под редакцией С.А. Мозгового) (2008), «Реализация конституционной свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации» (под редакцией Ф.М. Рудинского) (2009), «Свобода совести и светскость государства в Российской Федерации» (2010), Актуальные вопросы свободы совести (2012), «Свобода убеждений, совести и религии» (2012), «Международно-правовые документы в сфере свободы совести и практика их применения в Российской Федерации» (2012), «Проблемы реализации свободы совести и светскости государства в Российской Федерации» (2013).

Соавтор монографий: «Проблема реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России» (2004), «Гражданские права человека в России: современные проблемы теории и практики» (под редакцией Ф.М. Рудинского) (2004, второе издание 2006, третье издание 2010),  «Свобода убеждений, совести и религии в современной России» (2007),  «Civil human rights in Russia: modern problems of theory and practice» (под редакцией Ф.М. Рудинского) (2008), «Свобода совести: проблемы теории и практики» (под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова) (2012).

Составитель книг: «Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России». «Круглый стол» в Измайлово, 16 января 2002 г. (под редакцией С.А. Бурьянова и С.А. Мозгового) (2002), "Гражданское общество против ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений"(2007).

Имеет публикации в журналах «Век глобализации», «Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Юридические науки», «Государство и право», «Евразийский юридический журнал», «Здравый смысл», «Закон и право», «Кавказские научные записки», «Конституционное и муниципальное право», «Национальная безопасность», «Отечественные записки», «Политика и общество», «Право и жизнь», «Право и политика», «Религиоведение», «Современное право», «Юридический мир» и др.

Публиковался в газетах «iностранец», «Московские новости», «НГ-Религии», «Независимая», «Гражданин», и др., автор более 240 информационно-аналитических материалов в интернет-изданиях.

Лауреат конкурса научно-педагогических работников ГОУ ВПО МГПУ 2010 года в номинации «Лучшая монография». Лауреат диплома Московской Хельсинкской группы в области защиты прав человека за 2010 год в номинации «За экспертную и научную деятельность в области прав человека».

Победитель конкурса научных проектов среди научно-педагогических работников ГБОУ ВПО МГПУ «Лучший научный проект МГПУ» 2014 года.

(данные с сайта http://peacesave.ru )

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на теоретико-прикладное издание

«Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально» (Бурьянов С.А., Алейникова С.М., под ред. И. Кондратьева. – М. 2015)

Брошюра посвящена рассмотрению актуальных вопросов: проблеме реализации, обеспечения и защиты права на свободу совести, соблюдения принципа светскости государства и др.

Особая острота и необходимость освещения данных вопросов широкой аудитории связана с повсеместной правоприменительной практикой, все чаще нарушающей принципы светскости и свободы совести, а также другие права человека. Это касается как сферы образования, в частности, введения в российских школах «Основ православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», сопровождавшегося резкими дискуссиями и неоднозначными оценками, так и введения в Вооруженных силах Российской Федерации и Республики Беларусь института войсковых священников, что противоречит действующему законодательству.

Блок вопросов посвящен юридическим вопросам, в первую очередь, соответствия федерального законодательства Конституции Российской Федерации и международным правовым актам. Актуальная информация представлена в разделах, раскрывающих содержание самого института свобода совести, правового статуса религиозных организаций и объединений, специфику моделей государственно-конфессиональных отношений. Кратко и содержательно представлен исторический блок: основные этапы разработки и нормативного закрепления принципов свободы совести как в европейском законодательстве, так и в Российской Федерации.

Ключевым вопросом выступает необходимость дифференциации в общественном обыденном сознании понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», которые зачастую воспринимаются как тождественные. Свобода совести – это свобода выбора как религиозных, так и нерелигиозных убеждений, т.е. включает в себя все многообразие форм мировоззренческой ориентации, что подразумевает наличие единого правового института. Свобода вероисповеданияне только является составной частью института свободы совести, но фактически оказывается поглощена им, что влечет ущемление и открытую дискриминацию прав не только верующих «нетрадиционных» и нетитульных конфессий, но и людей, безразлично относящихся к религии, атеистов. Это также создает негативные предпосылки для обострения как внутри-, так и межконфессиональных отношений, поскольку влечет эскалацию борьбы (вплоть до физического насилия и нарушения законодательства) между религиозными лидерами за распределение властных и материальных ресурсов.

Основу работы составили теоретические разработки, юридические документы, материалы правозащитного мониторинга, материалы религиозных организаций и средств массовой информации, иные открытые источники. Работа подготовлена для всех интересующихся проблемами светскости государства и свободы совести. Рекомендуется для использования в качестве учебного пособия по дисциплинам «Обществознание», «Права человека», «Свобода совести», «Политология». Это дает основание рекомендовать настоящее издание к публикации.

Профессор кафедры политологии БГУ,

доктор политических наук, профессор                                        Л.Е. Земляков

_______________________________________________________________________________________________________________________

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Что такое светское государство? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

 Распространяется ли конституционный принцип светскости государства на государственную и муниципальную систему образования? . . . . . . . . . . . . . 11

 Соответствует ли введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Конституции и законодательству России? . . . . . . . . . . . 12

 Должны ли в светском государстве на государственном уровне отмечаться религиозные праздники? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Могут ли государственные служащие участвовать в религиозных обрядах и церемониях? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Соответствует ли Конституции России присутствие священнослужителей в вооруженных силах, иных войсках и воинских формированиях? . . . . . . . . 16

 Соответствует ли Конституции России Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, нахо- дящегося в федеральной и муниципальной собственности»?. . . . . . . . . . . . . 17

 Светское государство и светское общество — это одно и то же?  . . . . . . . . .18

Как понимают светскость представители РПЦ МП? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

 Клерикализация государства и клерикализация общества, а также борьба за светскость государства и антиклерикализм — это одно и то же? . . . . . . . 20

Что такое свобода совести? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

 Каково соотношение свободы совести и свободы вероисповедания (ре- лигии)? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Каково соотношение свободы совести и светскости государства . . . . . . . . . 22

Что такое свобода совести с точки зрения католицизма и православия? . . . 22

 Свобода совести — индивидуальное или коллективное право?  . . . . .  . . . . 23

Когда впервые законодательно было закреплено право на свободу совести? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Какой статус свободы совести был в Российской Империи? . . . . . . . . . . . . . 24

 Как закрепляется свобода совести в законодательстве Российской Феде- рации? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

 Каковы новейшие изменения в законодательство России в сфере свободы совести? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 29

 Как закрепляется свобода совести в законодательстве Республики Беларусь? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . 31

Как закрепляется свобода совести в универсальных международных правовых документах? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 32

Как закрепляется свобода совести в региональных международнопра- вовых документах? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

 Как закрепляется свобода совести в Конституциях государств мира?. . . . . 35

Как закрепляется свобода совести в государствах, принадлежащих к условной религиозной правовой семье? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Что такое «модель государственно-конфессиональных отношений?»  . . . . . 41

 Сколько существует моделей государственно-конфессиональных отно- шений? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . 41

 В какой мере соблюдается свобода совести в современной России? . . . . . . 42

Что такое нарушения свободы совести и вероисповедания? В чем они проявляются? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . 43

От кого исходят нарушения свободы совести и вероисповедания? . . . . . . . . 44

Что такое толерантность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Что такое ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам ми- ровоззренческой принадлежности? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 45

 Что такое кооперационная и сепарационная модели государственно- конфессиональных отношений? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 45

 Что такое конкордат? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . 46 Конституционен ли конкордат в светском государстве? . . . . . . . . . .. . . . . . . 46

Какие государственные органы регулируют государственно-конфессио- нальные отношения? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 46

Существует ли коррупция в отношениях государства с религиозными объединениями? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Каковы основные формы, характеристики и проявления коррупции в отношениях светского государства с религиозными объединениями? . . . . 50

Каковы основные последствия коррупции в отношениях светского госу- дарства с религиозными объединениями? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 50

Каковы должны быть отношения государства с религиозными объеди- нениями в современном светском государстве, поставившим в качестве цели реализацию свободы совести, достижение толерантности и согласия в обществе? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 51

Может ли в светском государстве быть государственная «религиозная политика»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

Рекомендации, направленные на достижение условий для реализации светскости государства и свободы совести . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . 52

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57