21062019

21 июня 2019 года в библиотеке "Научка" собравшиеся поговорили про гуманизм в связи с Международным Днем Гуманизма. Было обращено внимание на два определяющих аспекта понимания гуманизма, - правовой и экологический, рассмотрены разные толкования термина "гуманизм" и отличие деятельности российских гуманистов от западных.

Было особо подчеркунуто экологическое восприятие как современная, определяющая тенденция мышления в развитии философии и других гуманитарных наук. Ниже текст доклада Лопатиной Марины Григорьевны, председателя Комитета финансового надзора Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО», Полное видео мероприятия доступно здесь.

 

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ВЕКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Уважаемые коллеги и гости сегодняшней конференции, позвольте мне  кратко рассказать о важности мировоззренческого вектора социальной экологии.

В современных условиях образование приобретает значение важного стратегического ориентира, который определяет уровень современности нашей страны, ее возможностей продуцировать и осваивать инновации. Но освоение требований системы образования, внедрение в общество его результатов должно опираться на эффективность различных форм и направлений деятельности – от экономики и политики, до управления и культуры. Эффективность самого образования на основе этого становится завершенной – не только по своим средствам и методам, но и по уровню своего взаимодействия с обществом.  Если считать, что эффективность – это достижение полного соответствия друг другу разных аспектов деятельности как условия общей координации между целями и средствами, то эффективность образования – выступает как оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию соответствия поставленным социальным целям.

Эффективность образования – весьма сложное понятие, в которое входит соотношение субъективного и объективного, личностного и общественного, фактического и нормативного, традиций и современности. Поскольку целью высшего профессионального образования является формирование общих и специальных компетенций, то именно эффективность здесь является важнейшим условием перевода многообразного общественного содержания и личного опыта в требуемые компетенции. Это предполагает переработку самых разных уровней связи человека с внешней средой – мировоззренческого, гражданского, социального, культурного, профессионального, и их особый синтез, результатом которого и становится личность специалиста и гражданина страны.

Сегодня эффективность образования требует включения еще одного уровня – социально-экологического, который выражает высокий культурный уровень освоения природы, отношения специалиста к окружающей среде, ответственность за требуемые параметры экологической ситуации. Социальная экология охватывает комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Понятно, что простое включение социальной экологии в общую систему преподавания с ее подчинением современным прагматическим и техногенным установкам лишает образование важной перспективы – обеспечения перспектив для существования будущих поколений. Следовательно, современное образование, при всей его технологической обеспеченности, теряет свою эффективность и связанную с ней инновационность. Поэтому социальная экология как особый фактор достижения российским образованием своей эффективности должна быть выделена и рассмотрена отдельно.

Приоритет экологического императива будет способствовать ориентации в выборе возможных направлений поведения, превращаясь в важнейшее условие социально ориентированной экологической политики. Осуществление принципов экологической политики и ее программных целей требует широких и организованных действий в области образования по охране и улучшению окружающей среды. Задача высшей школы - готовить специалистов, наделенных достаточной квалификацией для одновременного решения профессиональных и управленческих вопросов в конкретных отраслях производства, а также в системе хозяйствования государства или даже планеты в целом. Природоохранное образование-необходимый элемент общей культуры современного человека. Подобный подход должен обеспечивать специалисту ближайшего будущего его востребованность.

Необходимость ценностно-мировоззренческой обеспеченности обучения социальной экологии хорошо просматривается в позиции Г.П.Сикорской, которая пишет: «Российская система образования, на наш взгляд, подошла к «точке бифуркации» — глубокому кризису, о чем свидетельствуют следующие факторы: 

  • резкое снижение нравственно-этического потенциала образования;
  • слабое влияние образования на общий культурный уровень населения;
  • падающий в обществе интерес к образованности человека;
  • исчезающие из повседневности понятия высокой нравственности, ответственности, чести и совести, этической оценки своих действий по отношению к природе и обществу, а также своего поведения в межличностных взаимодействиях;
  • низкий международный рейтинг университетов России;
  • неудачи и незавершенность многочисленных реформ общего образования;
  • предающиеся забвению традиции российской школы и многие другие явления.

Почему же экологическое мировоззрение непосредственно связано с ростом эффективности современного отечественного образования? Во-первых, на его основе раскрывается экофилософская парадигма, в которой основным отношением к миру становится не присвоение и потребление ресурсов природы и связанных с этим новых технологий, но гармонизация отношений природы и общества в контексте становления глобального планетарного сообщества. Эта парадигма переводит массу людей из состояния тех, кто присваивает готовые результаты деятельности, будучи фактически выведенным за саму эту деятельность, а вместе с этим – и за рамки ответственного отношения к своей стране, в состояние творческого продуктивного социального слоя, нацеленного на всестороннее развитие страны. С другой стороны - здесь формируется такая важная современная компетенция (кстати, пропущенная в современных образовательных стандартах), как умение, потребность и способность формировать партнерские связи и отношения на основе диалога, соучастия.

Во-вторых, экофилософское мировоззрение ориентировано на тесную связь настоящего (и даже его зависимость) от формирования устойчивого будущего, которое выступает проявлением стратегии гармонического развития природы и общества на основе коэволюции. Это в значительной мере повышает статус культуры и духовности в самом образовании – а именно их снижение и отмечают исследователи, рассматривая кризис современной образовательной системы, ухудшение ее эффективности и качества. Падение интереса к самому образованию в нашем обществе – это не только результат культивирования воздействия массовой культуры и потребительской идеологии. Во многом – это проявление исчерпанности той системы образования (на всех его уровнях), которая сложилась в рамках парадигмы модерна, размежевания естественных и гуманитарных наук при подчинении вторых первым. Сегодня требуется переосмысление самого феномена образования, которое следует понимать, как основу существования человека в координатах современности, как его способность выявлять и понимать современные проблемы не только своей страны, но и различные аспекты процесса глобализации и связанной с этим личной и коллективной ответственности наших граждан.

Итак, мировоззренческий вектор социальной экологии сегодня еще не осмыслен во всей своей значимости для повышения эффективности отечественного образования. Но современные исследования в сфере социальной экологии, философии образования, экологии коммуникаций, философии культуры, педагогики показывают, что здесь усиливается статус мировоззрения, что и подтверждает актуальность и общественную востребованность проблематики, которой посвящена данная статья.  

Лопатина Марина Григорьевна, председатель Комитета финансового надзора Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО»,

Научный руководитель: Иванеев Сергей Васильевич, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»