(доклад на круглом столе «Шлях до народовладдя» 20.04.2021)

Чего вдруг – народовластие? Откуда взялась эта тема? Каким ветром ее надуло?

Да, надоела нашему народу нонешняя «демократия», и надоела уже давно.

 

I

В начале 2009 г. харьковские демократы (я в том числе) отмечали 20-летие первых (и последних) демократических выборов в СССР. Был проведен ряд мероприятий с участием представителей Комитета "Выборы-89". Тогда впервые прозвучали слова покаяния демократов тех лет за содеянное, при этом пользовались уже вошедшим в массовый оборот словом «дерьмократия», которое и мною было потом использовано в 2011 г. в статье «От дерьмократии - к реальному народовластию». Это была атмосфера того времени, атмосфера рефлексии, переосмысления и постановки новых целей. Тогдашний наш отказ от курса на дерьмократию и востребовал новую терминологию. Тогда же нами был создан Гражданский совет Харьковщины (союз, объединивший 38 организаций) под новый стратегический курс - народовластие, как нечто принципиально отличающееся от той дерьмократии, которую мы построили за 20 лет по аналогии с западной моделью. Что именно являет собой народовластие как модель общественного устройства, тогда еще совсем не просматривалось, первые наметки были сделаны только осенью 2009 г. в Манифесте народовластия. Потом прошли годы бурной деятельности на данном направлении, тема народовластия хорошо проросла в общественном сознании и оказалась внесенной в 2019 году в предвыборные программы лидирующих партий и программу Президента Украины В.А. Зеленского. Так некогда советский термин «народовластие» обрел свою вторую – постсоветскую жизнь, свое новое содержательное наполнение, и теперь он на слуху.

Таким образом, идею народовластия никто не навязывал украинскому обществу извне, никакие политтехнологи не загружали ею сознание украинских граждан. Эта идея усилиями гражданского общества взращена из народных глубин и обрела статус социального заказа, на который и откликнулись политики в 2019г., получив в ответ народную поддержку и став лидерами избирательной кампании.

И вот теперь перед победителями стоит задача отработать обещанное. А перед сторонниками идеи народовластия – строго востребовать обещанное. Наши избранники-законодатели в условиях имеющегося внешнего управления продвинутся в задаче правового обеспечения народовластия ровно настолько, насколько мы сможем их понудить. Так что все в наших руках, и нам придется основательно потрудиться. Ради этого и был инициирован в 2020 г. Всеукраинский Форум Народовластия, а теперь дан старт реализации порожденной Форумом Стратегии «Шлях до народовладдя» http://dialogs.in.ua/index.php?showtopic=501 .

II

Начиная с памятного 2009 года, было много чего сделано как на практическом, так и на теоретическом направлениях.

В практическом плане в 2011 году была предпринята инициатива по созданию всеукраинского Гражданского движения за народовластие. Год усилий не прошел даром, и, хотя попытка юридически оформить Движение по итогам учредительного съезда 3 декабря не увенчалась успехом, само Движение пошло шириться по Украине самым естественным образом по самым разным направлениям, наиболее массовое из которых – направление субъективизации территориальных громад на селе - там, где посильно провести общие собрания членов территориальной громады. Следует отметить, что вслед за нами в декабре 2011г. В. Медведчук провел учреждение ГО «Украинский выбор», в программе которого было прописано народовластие. Более того он стал копировать технологические приемы у лидеров Движения. Возмущалась по этому поводу Р. Белоцерковская. Таким образом за народовластием потянулся шлейф В. Медведчука, и когда Движение набрало сил и стало представлять собой реальную угрозу для власть имущих, ими была дана команда «фас» и все активисты, патриоты Украины, кто работал с территориальными громадами, были объявлены медведчуковцами, сепаратистами. Началась травля в СМИ. А потом, когда стал видно, что это не помогает и Движение продолжает шириться, стартовала так называемая децентрализация, когда под благовидными предлогами, объединив и укрупнив громады многих сел вместе с городами, лишили субъектности отдельные села и, тем самым, практически заблокировали самоорганизацию их территориальных громад. Преступный, антинародный замысел. Делалось и делается все это с нарушением и Конституции, и законов Украины.

Деятельность сторонников идеи народовластия в городах заключалась в попытке выстраивания системы органов самоорганизации населения снизу до самого верху, начиная с домовых и уличных комитетов. Но это направление не получило должного развития и главная из причин, в отличие от сел, – разобщенность людей по своим квартирам, правовая безграмотность, и - маловато оказалось буйных. В Харькове, где около 10000 многоквартирных домов, буквально единицы пошли по этому пути (мною создан домовой комитет в моем 5-этажном доме), более активно пошло создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). И все равно это оказалась капля в море. А ведь мы планировали за три года все выстроить снизу-доверху. В результате родилась идея массового просвещения, без которого никакое народовластие не состоится.

Все эти годы шла и теоретическая работа, осмыслялось – что же такое народовластие? Каким оно должно быть?

В советские времена народовластие определялось следующим образом:

НАРОДОВЛА́ДДЯ, я, сер. - Форма державного управління, політичний лад, при якому верховна влада належить народові. Народовладдя в нашій країні дістає свій вираз насамперед у Радах депутатів трудящих — органах народного представництва, які поєднують у собі риси державних і громадських організацій (Комуніст України, 3, 1969, 4).

Словник української мови: в 11 томах. — Том 5, 1974. — Стор. 176.

[НАРОДОВЛАСТИЕ, - Форма государственного управления, политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу. Народовластие в нашей стране получает свое выражение прежде всего в Советах депутатов трудящихся - органах народного представительства, которые сочетают в себе черты государственных и общественных организаций.]

Вполне естественно, что в этом понимании термин «народовластие» вошел в текст Декларации о государственном суверенитете Украины. И именно поэтому он не вошел в текст Конституции Украины, которая писалась под будущую верховную власть нарождающегося капитала. Вместо народовластия была записана демократия – колыбель олигархии.

Осмысление популярного в последнее время понятия «народовластие» длится в моем окружении с 2009 г. посредством целого ряда мыслетворческих мероприятий (конференций, круглых столов и т.п.), часть из которых отражена в материале «История инициативы». В результате на сегодня оперирую тремя равнозначными по сути вариантами определений:

Философское:

Народовластие - общественное самоуправление, при котором субъект и объект управления совпадают.

Политологическое:

Народовластие - общенародное самоуправление, при котором на основе принципа большинства исключительно дух, интеллект и воля народа определяют правила обще-жития в стране и каждый ее гражданин имеет возможность на равных с другими принимать участие в выработке и принятии управленческих решений наивысшего уровня, касающихся его жизни, контролировать деятельность органов управления.

Политико-правовое:

Народовластие - наивысшая форма демократии и народного суверенитета как общественное самоуправление, при котором народ страны, обладатель верховной власти, владелец природных богатств и народного хозяйства, и его территориальные общины в пределах своих полномочий непосредственно в лице избирателей определяют принципы организации и правил общественной жизни, ставят задачи самим себе и соответствующим сформированным ими органам управления, контролируют их выполнение.

Политико-правовое определение сформировалось в 2020 году в результате полуторамесячного мозгового штурма при подготовке Всеукраинского Форума Народовластия. При этом мы рассматривали в пакете три взаимосвязанных понятия: власть, народ, народовластие. Власть и народ были определены следующим образом:

Власть - потенция (способность и возможность, право) управлять кем-, чем-нибудь.

Народ страны - исторически сложившееся и духовно единенное общими ценностями и главными движущими идеями сообщество всех граждан, хозяев страны, как обладатель верховной власти (суверен), владелец природных богатств и народного хозяйства, первичный субъект общегосударственного управления и международных отношений страны.

На выходе Всеукраинского Форума Народовластия появилась и стратегия «Шлях до народовладдя», гласящая:

«Стратегия становления в Украине народовластия - это главные направления деятельности по обретению народом Украины и его территориальными громадами полноценной субъектности - способности и возможности вырабатыватьвыражать и осуществлять свою волю. Только при приобретении всех этих трех качеств народ станет хозяином всей страны с ее ресурсами, а территориальные общины - хозяевами на соответствующих территориях в рамках предоставленных народом полномочий.

Стратегия носит рамочный характер, все ее три составляющие должны реализоваться по отдельным более конкретным программам и планам:

  • осуществления необходимых институциональных изменений для утверждения полного народовластия;
  • реализации существующих институциональных возможностей для осуществления народовластия;
  • установки и поддержки субъектов общественных трансформаций.»

В русле указанных направлений предлагается осуществить следующее:

«1. Ввести в действие и сделать нормой жизни консультативный опрос граждан на всех уровнях местного самоуправления и на общегосударственном уровне на современной технологической основе с помощью открытого интернет-голосования - без организации избирательных участков и других связанных с этим дорогостоящих процедур. Создать для этого на всех интернет-ресурсах органов местного самоуправления и Верховной Рады Украины интернет-сервисы с форумными площадками для дискуссий и голосования по интересующим граждан вопросам электронным образом, как это уже делается с 2005г. в Эстонии и планируется в Швейцарии. Реализация этого не требует законов, достаточно принятия Положений о консультативных опросах представительными органами управления.

2. Сформировать и ввести в действие советы старейшин на всех уровнях общественного самоуправления - ум, честь и совесть народа Украины и его территориальных общин, которые своим авторитетным действием обеспечили бы высокий уровень обсуждения и возрождение добрых украинских традиций диалога, толерантности и доброжелательности, выстраивание на их основе цивилизованной демократической культуры, достойной Украины, и занимались механизмами прямого народовластия (консультативные опросы, собрания членов территориальных общин и др.), системной организацией дискуссионных процессов на интернет-ресурсах, организацией волеизъявления граждан и контролем воплощения в жизнь результатов волеизъявления. Создать общественно-научные советы при органах местного самоуправления и при Верховной Раде Украины, которые выступали бы центрами гражданской активности и аниматорами совместного мыслетворчества на интернет-ресурсах.

3. Сформировать повсеместно предусмотренные Конституцией и законами Украины органы самоорганизации населения, начиная с домовых и уличных комитетов, на основе которых создать областные, городские, районные, сельские и поселковые отделения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, которые дадут возможность всем гражданам стать непосредственными и равноправными участниками единого социально экономического механизма. Это позволит обеспечить прямую доставку продуктов питания от производителя к потребителю, исключив цепочки посредников, в разы уменьшить цены, гарантировать качество отечественных сельхозпродуктов, что поднимет село и существенно повысит благосостояние граждан Украины.»

«Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» - сказал Архимед. Такими точками опоры для народа и территориальных общин Украины и должны стать форумные площадки с голосовалками на официальных интернет-ресурсах местных советов и Верховной Рады Украины. С их помощью и будет не только осуществляться массовое просвещение наших граждан, но и их демократический тренинг. И постепенно, шаг за шагом, народ и территориальные громады начнут ставить общественную жизнь в Украине с головы на ноги.

Все это возможно, все реально, нужна всего лишь воля граждан на местах и в центре, а вот уже потом с использованием созданных таким образом форумных площадок можно будет вносить в зону общественного внимания любые темы. Иначе, как показывает практика, при отсутствии засветки в СМИ и на официальных интернет ресурсах не приходится рассчитывать на успех в деле самоорганизации граждан. Без такой поддержки трудно поднимать целину человеческого незнания и недоверия. Образно говоря – дурное дело подымать и вести в атаку «пехоту» без предварительной артподготовки и работы авиации. А против «пехоты» - вся мощь бенефициаров нынешнего режима.

 

III

Часто приходится слышать, что народовластие – это бред. Что украинцы на это не способны. Да и человечество в целом, поскольку человек – стадное животное и всегда нужен вожак.

Что касается украинцев. Майдан показал, что украинцы ничуть не хуже других народов способны отстаивать свободу, защищать свою честь и достоинство, не щадя своих жизней.

Что касается людей. Как-то наблюдал в харьковском небе над головой кружащуюся многотысячную каркающую стаю воронья. Мне было не понятно, что происходит? К чему это бессмысленное круговращение и ор? Так длилось минут 10-15. Потом вдруг этот круг разбился на две приблизительно равные стаи, и они полетели в противоположные стороны. Я был потрясен, ведь судя по всему, они коллективно решали вопрос – на какую свалку лететь. К консенсусу не пришли, мирно разделились и полетели в соответствии со своим выбором.

Коллективный разум – не единичное явление в природе. Он наблюдается у муравьев, пчел … Решение вырабатывается и принимается всем миром, а вот его реализация осуществляется с помощью отлаженных организационных схем, в которых есть место и вожакам. Такая схема имеет место и у людей: на референдуме или на вече принимается коллективное решение, а организуется его реализация назначенными для этой цели лицами.

Это и есть народовластие, при котором верховная власть принадлежит всему народу, а органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве исполнителей воли народа и территориальных громад соответственно.

К такому конституционному положению дел и предлагает продвигаться стратегия «Шлях до народовладдя».

Діємо!

Марк Зобов,

Председатель Ассоциации «Духовно-интеллектуальный выбор»

+38 095-886-73-53, //e.mail.ru/compose/?mailto=mailto%Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript." moz-do-not-send="true">Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

https://www.youtube.com/watch?v=k5e3XZMgf28