Печать
Просмотров: 646

фсин трий

Иванеев С.В и преподаватели ФСИН

26 марта в актовом зале Академии ФСИН России подвели итоги X Международной Недели творчества «Виват, курсанты!». Она была яркой и насыщенной, интересной и эмоциональной, позволила усилить интерес курсантов, слушателей и студентов к научной деятельности, качественно повысить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, вдохновить их на новые творческие подвиги и победы.

Неделя творчества завершилась Международной научно-теоретической конференцией адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов «Человек: преступление и наказание», где автору удалось выступить с кратким докладом на тему: «Светская культура как средство развития межнационального согласия осужденных в исправительном учреждении». Данный доклад был обусловлен тем, что в последнее время мы наблюдаем как ФСИН берет на себя обязанности содействовать строительству православных храмов, часовен, выделяет помещения под молитвенные комнаты, исходя из имеющихся возможностей в учреждениях УИС, оказывает поддержку в распространении газет, журналов, книг духовно-нравственного и патриотического содержания, религиозной литературы и предметов религиозного назначения в учреждениях УИС. ФСИН оказывает содействие в организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу, способствует реализации их прав на свободу совести и вероисповедания, при участии священнослужителей РПЦ МП.

За последние двадцать лет появились тысячи статей, проведены сотни конференций и семинаров, защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, ставящие целью доказать, что религия, и ислам в особенности, есть совокупность высоких общечеловеческих идеалов, моральных принципов и норм. Все подобные публикации множества маститых авторов полны беспардонного расцвечивания религии самыми привлекательными красками.

храм фсин20

на фото: строительство храма на территории Академии ФСИН

Среди недавних появившихся публикаций на заданную тему выделяется статья «Роль Русской православной церкви в становлении традиций российского воинства» («Военно-юридический журнал», № 3, 2015). В ней заместитель начальника Самарского юридического института ФСИН России по научной работе, доктор педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы Е.А. Тимофеева навязывает точку зрения о благотворном воздействии русского духовенства в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

В статье Е.А. Тимофеева выступает, к сожалению, в качестве пропагандиста религии в армии и странным образом «не заметила» главного: введение института военного духовенства РПЦ МП под видом должностных лиц МО РФ противоречит конституционному принципу равенства всех религий перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Скончавшийся ранее авторитетный конституционалист, академик и член президиума РАН О.Е. Кутафин отмечал в своей монографии «Российский конституционализм», что «возрастающее влияние церкви в нашей стране чувствуется везде - и в системе образования, и в вооруженных силах, и в пенитенциарной системе».

Вывод в своей работе О.Е. Кутафин делает абсолютно правильный: «Надо сказать, что сегодня православие в нашей стране зачастую воспринимается всего лишь как замена прежней коммунистической идеологии. Оно пытается занять пустующую нишу борьбы за справедливость в умах людей, что едва ли служит делу обеспечения идеологического разнообразия в нашей стране».

Вызывают удивление иллюзии научного работника ФСИН России Е.А. Тимофеевой в ее статье с помощью молитв навести порядок в казарме. Это чем-то напомнило высказывание покойного предстоятеля РПЦ Алексия II: «Чем больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем». Зададим вопрос представителю пенитенциарной системы: почему же религия за все эпохи своего господства не искоренила преступность даже в среде своих адептов? Скажите, что тюрем было бы еще больше, если бы церквей было меньше?

Неправда. Нет такой связи между этими «заведениями». Преступность умеряется не молитвами, а социальными условиями, достойными человека. И если церковь в какой-то мере оказывает благотворное влияние на моральное состояние людей, то, в общем, это не оказывает решающего влияния на состояние преступности. Даже при самых жестоких режимах господства церкви преступность, как асоциальное явление, не искоренилась.

В современной России сегодня культивируется индивидуализм, что способствует появлению социального отчуждения личности, дегуманизации, падению общего культурного уровня наших современников, появлению социальных конфликтов и противоречий. Значительная часть современного общества, особенно молодежи, сформировалась «стихийно», на основе существующих средств массовой коммуникации, социального мифотворчества, артефактов массовой культуры. Эти люди живут в обществе, но не понимают смысла социальности как основы своей личностной творческой и продуктивной самореализации. Они ориентированы на себя и являются носителями массовой потребительской идеологии, которая далека от реальной культуры и человеческих ценностей.

 Ни в коей мере, не подвергая сомнению ценности религиозной культуры, необходимо подчеркнуть, что для самого выживания нашей страны в современном мире, для реализации ее культурно-человеческого, научного и другого потенциала, ценности и значимость светского образования, основанного на научной картине мира, на достижениях российской, западноевропейской и других цивилизаций оказываются первостепенными.

При этом нельзя не согласиться с точкой зрения С.С. Оганесяна, Л.П. Лобачевой, что: «нейтрализация, а, тем более, искоренение социально-экономических причин, порождающих экстремизм и терроризм, вряд ли можно отнести к компетенции силовых структур, включая уголовно-исполнительную систему. Поскольку они лежат в основах государственного и социально-экономического устройства стран, и поэтому полностью находятся в сфере деятельности высших должностных лиц государства»[1].

Весьма любопытным для нас, представителей свободомыслия, является исследование, проведенное в 2018 г. сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России и изучившее причины и условия возникновения неофитства среди осужденных к лишению свободы[2], где ими по результатам проведенного исследования были выработаны рекомендации по профилактике этнопреступности в ИУ:

 - изолированное содержание лиц, осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность в целях максимально возможного ограничения их контакта с иными осужденными и блокировки их вербовочной деятельности;

- строгий контроль поступления религиозной книжной и аудиовизуальной продукции в места лишения свободы, с точки зрения их экстремистской направленности;

- формирование у лиц, содержащихся в местах лишения свободы, терпимого отношения ко всем иным убеждениям и вероисповеданиям, основанного на мировоззренческих и этических позициях традиционных конфессий.

- подготовка специальных кадров из числа сотрудников соответствующих служб УИС для профилактики и противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы по специально разработанным для этих целей образовательным программам.

Необходимо признать, что ни в одной из вышеперечисленной рекомендации не представлена многофункциональность содержания именно светской культуры, направленной не на выяснение связи с культурой религиозной, а на собственное развитие: светская культура оказывается источником расширения многообразного опыта человеческого творчества, она ориентирует человека на освоение посюсторонней реальности. Она – антропоцентрична и гуманистична. Поэтому мировоззрение основано на научной картине мира. 

Всякая же религия не толерантна по своей доктринальной и эмоциональной сути. Религия признает истинной веру только в «своего бога», а саму систему его культа единственно «правильной», выводя критерии истинности веры за пределы естественного порядка вещей. Религия с неумолимой для нее неизбежностью признает остальные в лучшем случае ошибочными, неполноценными, а то и прямо враждебными вплоть, что в ряде случаев ведет к открытым призывам уничтожать иноверцев, как, например, это следует из принципа джихада.

К сожалению, ФСИН России повторяет те же ошибки, что и Министерство обороны Российской Федерации, когда духовно-нравственное образование и просвещение осужденных основывает только на религиозной морали. Кстати, одним из положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года являлась необходимость укрепления влияния церкви в местах лишения свободы, где обратиться в сторону церкви необходимо было рекомендовано и уголовно-исполнительной политике, чтобы в дальнейшем стать основой преобразований в системе управления процессами исполнения наказаний. О важной роли церкви и религиозных организаций в процессе перевоспитания осужденных и в работе уголовно-исполнительной системы (УИС) в целом, а также о ее все увеличивающемся влиянии говорил ранее в своем докладе и директор ФСИН России.

Неудивительно, что на территории Академии ФСИН (г. Рязань) мы наблюдаем строительство православного храма, что, безусловно, в будущем обязательно создаст предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы среди сотрудников ФСИН России, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Основного закона Российской Федерации.

Таким образом, представляется целесообразным во ФСИН России пересмотреть складывающуюся практику и ее законодательное регулирование с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам в целях формирования реальных условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

 

[1] С.С. Оганесян, Л.П. Лобачева. К вопросу о состоянии психологического исследования проблем экстремизма и терроризма. Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России (научно-практическое ежеквартальное издание). Выпуск 3. – М.: ФКУ НИИ ФСИН России, ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. – 201 с.

[2] О причинах и условиях неофитства среди осужденных к лишению свободы: аналитический материал с предложениями / С.С. Оганесян, О.Г. Годованец, Д.Е. Дикопольцев, П.Н. Казберов, Л.А. Нилова, Э.Ф. Нарусланов; ФКУ НИИ ФСИН России. – Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018.

 

Иванеев Сергей Васильевич, подполковник юстиции запаса, к.ю.н., президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»