ran ph 2019

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

посвящается:

Всемирному дню философии – 2019

25-летию новейшей истории Кафедры государственно-конфессиональных отношений

 

Интервью с Кондратьевым Иваном Юрьевичем – публицистом, редактором сайта «Фонд Здравомыслие»

 

Уважаемый Иван Юрьевич, благодарю за возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается ….

В.Ш.: Уважаемый Иван Юрьевич, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?

 

И.К.: Полагаю, что главное, что делает каждый человек, вне зависимости от возраста, образования и способностей – он строит образ своего будущего и стремится его воплотить, превратить в осязаемую реальность, сам ли он этот образ выработал, создал, или скопировал, это вопрос его возможностей… Часто люди нового поколения не замечают, что «новое» в их жизни и отличное от «старого» это – только способ обозначения, другой язык и другая форма связи, коммуникация. Ценности, мир и человек в своих отношениях к миру и обществу остаются практически неизменными. Под ценностями часто понимаются некие идеи, «измы», которыми увлечены люди, схемы, процедуры существования. Но это ценности условны (государства и боги умирают, а люди остаются), мы знаем практические примеры, когда тысячи и миллионы людей в одну ночь меняли свою принадлежность к флагу «изма», а институты, пропагандировавшие и поддерживающие некие «ценности» и тратящие большие деньги на их «продвижение», исчезали. Как исчезли в России Институт марксизма-ленинизма или Истории Партии, как идеологические институты государства и как организации, и вместе с ними исчезли названия должностей и иерархии чинов, (секретари парткомов, партбюро и т.п.). Ценности из разряда вечных не зависят от религии, общественного устройства или исторического времени, они безусловны и тесно связаны с действиями людей – это сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, способность воспринять, услышать, понять другого – гуманизм в его простейшем виде (вариант описания – люби других как самого себя). Меняющийся мир – тоже условность, связанная как с возрастом субъекта, воспринимающего мир, так и с культурой того общества, в котором он растет, развивается. Меняются коммуникации и адаптеры, аппаратура, как точно заметил устами свиты Воланда Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», приспособления для приема, воспроизведения и передачи своего опыта, своего восприятия, своего образа будущего.

Итак, образ будущего, своего и общего, а «зачем» – чтобы обеспечить продолжение рода – своего, человеческого вообще или всего живого, – сохранить способность воспринимать, передавать и менять, творить «Новый Мир» в новых отношениях…

По гармонизации межрелигиозных отношений можно заметить, что все религии возможны только в случае, когда существуют люди, которые этими религиями увлечены: если люди по какой-то причине отказываются от религии, то это не означает, что они перестали во что бы то ни было верить и стали аморальными преступниками, возможно, они перестали доверять системе отношений, иерархии, церкви, увидели в ней угрозу своей свободе, праву сомневаться и не верить в то, что им говорят другие, без возможности практической проверки рассказываемого (услышанного, воспринятого). Фактически любая религия как социальное явление, практика, существует, живет исключительно за счет своих сторонников и вовлечения новых, поэтому и любые межконфессинальные отношения – это вопросы согласования организациями верующих территорий проживания (государств) и слоев (национальностей) населения, вовлекаемого в культ («окормления»).

 

Add a comment



В Москве работает форум по онкологии.
Вряд ли кто-то будет спорить, что одной из причин онкологических заболеваний являются условия жизни, окружающая среда. И сохранению экологии, благоприятных условий жизни на планете, в последнее время правительствами всех стран уделяется особое внимание. У Президента РФ есть специальный представитель по проблемам экологии, генерал полковник.
Жители Москвы очень надеются, что и московское правительство тоже заботится об экологии города не только на словах, и направили в адрес участников форума обращение. Ведь проще и выгоднее предотвращать катастрофы, чем бороться с последствиями.

Add a comment

Изображение с сайта РИА 

Заявление муфтия Аляутдинова о многоженстве направлено на пропаганду исламских ценностей в светском государстве и по своей оригинальности не новое.

Вот хотя бы недавний пример: реакция имама Московской соборной мечети Ильдара Аляутдинова в связи с нападением религиозных фанатиков на радиоведущего Сергея Асланяна и нанесения ему ножевых ранений. Преступление связывают с вольным высказыванием журналиста в адрес «пророка» Мухаммеда. Имам предложил ту версию, что «…просто-напросто всевышний Господь руками каких-то отдельных людей наказал этого человека», фактически оправдывая и поощряя насилие.

И это не первое его неосторожное выступление: например, в апреле 2009 г. он призывал мусульман в проповеди к тому, что «браки, где переплетаются культуры и веры недопустимы, эти браки запрещены. Но, если же семья создана, то нужно осознавать на своих плечах неимоверную ответственность за то, чтобы дети и супруга были мусульманами». Попытки возвращения к средневековому шариатскому праву с его абсолютизацией мусульманской семьи являются нарушениями принципов интернационализма и прав человека. Получается, что гражданин не может заключать брак по любви, а вправе делать это только по канонам средневекового права, что подрывает общие принципы создания браков. В перспективе цивилизация давно идет именно к смешанным бракам, где основой является не вероисповедная или этническая замкнутость, а гуманный в своей сути принцип выбора супруга по любви.

С.В.Иванеев, президент Ассоциации гражданXXIвека за развитие светскости и гуманизма


#ассоциациягражданXXIвеказаразвитиесветскостиигуманизма

Add a comment

mdo17092019o

 

17 сентября 2019 года в Доме общественных организаций рабочая группа «Семейные традиции» провела «круглый стол» на тему «Национальные, нравственные и патриотические нормы воспитания народов РФ», где я в качестве президента Ассоциации сделал доклад, направленный на защиту традиционных ценностей.

В данной встрече приняли участие представители ряда общественных организаций (в том числе Офицеров России, Союза женских сил, Межрегионального движения «Альтернатива» и др.), Общественной палаты России, представители кризисных центров, учёные - специалисты международного уровня, представители СМИ и государственных правозащитных институтов, а также органов исполнительной и законодательной власти.
В своем докладе я провел единую аналогию наступательной риторики клерикальных функционеров и адептов-ортодоксов на представителей свободомыслия и ЛГБТ-сообщества в навешивании ярлыков ("исламофоб/гомофоб") на своих оппонентов. Участники получили полное представление о международных обязательствах России и их преломлении в национальном праве, начиная с Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Обсуждение привело участников к заключению о том, что нет необходимости в принятии отдельного закона по домашнему насилию (где были бы прописаны критерии и формы насилия), поскольку действующее уголовное законодательство охватывает все виды так называемого «семейно-бытового», «домашнего» насилия.
Между тем, существует насущная необходимость в корректировке, дополнении действующих законов новыми нормами, позволяющими устранять причины и условия для совершения правонарушений и преступлений на семейно-бытовой почве: повышения качества профилактических мероприятий, уровня жизни граждан, качества социальных услуг, реорганизации медицинского обслуживания, реформы образования.
Участники заседания предложили направить выработанные рекомендации в Совет Федерации Российской Федерации, а параллельно вести разъяснительную работу по существу обсуждаемых вопросов.

С.В.Иванеев 

Add a comment

23082019

9 и 23 августа в библиотеке "Научка" состоялись две лекции в рамках программы "Клуб Дистанционного Самообразования". Казалось бы, несовместимые технические и гуманитарные области знания, ядерная энергетика и экофилософия оказались весьма зависимыми. 

Президент "Ассоциации граждан 21 века за развитие светскости и гуманизма" Сергей Иванеев перед началом лекции физика-ядерщика А.В. Ожаровского (Программа "Безопасность РАО") о мифах ядерной энергетики напомнил, что в XXI веке новой методологией исследований и создания новых технологий может быть только экофилософия – направление современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека.

Одним из ключевых аспектов экофилософии является утверждение и развитие в ней идеи бытия, не ограниченной бытием сознания, в силу чего жизнь и потенциал – а потому и ценность - человека в этой логике предстает как пространство концентрации всего многотысячелетнего развития мироздания, Земли и многомерности ее культуры в единстве их всеобщности и форм единичных феноменов.   

Поднятая тема особенно актуальна в связи с попыткой разрушения захоронений радиоактивных отходов Московского завода Полиметаллов в Москворечье при строительстве Юго-Восточной Хорды в Москве.

Лекции доступны на канале #brainup:

Add a comment